Цена гражданской инициативы
То, чем занимается большинство участников нижегородского форума, иначе как "благотворительностью" не назовешь. Помощь детям-отказникам и бездомным животным, развитие волонтерского движения и лечение алкоголизма, реабилитация больных детским целебральным параличом (ДЦП) – практически весь спектр социальных проблем. Денег на этом не заработаешь, да большинство и не хочет: всем этим НКО-шники занимаются по зову сердца. Но оборудование, аренда, лекарства и неизбежный документооборот требуют средств. Поэтому главный вопрос, который лейт-мотивом прошел через все "Сообщество", был весьма приземленным: где взять деньги на существование?
"Опрос, который мы делали по Приволжскому округу, показывает, что большая часть представителей НКО ориентированы на финансирование со стороны региона или государства", – говорит секретарь Общественной палаты Александр Бречалов. И это объяснимо – ведь социально-ориентированные НКО, по большому счету, добровольно принимают на себя часть функций государства.
Система госфинансирования социально-полезных начинаний в России вроде бы существует, но работает крайне неэффективно, отмечает один из основателей Boomstarter Евгений Гаврилин. По его словам, распределяющие госсредства чиновники далеко не всегда отбирают проекты по их преимуществам или потенциальной пользе.
"Деньги выделяют потому, что есть какая-то личная заинтересованность, просто настроение – "Вот этот автор симпатичный, у нас осталось 500 тысяч, давай ему дадим. А этот несимпатичный, ему не дадим", – описал он. А еще бывает так, что госфинансирование буквально калечит проект, пока авторы впихивают его в прокрустово ложе бюрократических требований. "Идея автора в этом процессе настолько меняется, что когда он в конце концов получает грант, конечный продукт уже не нужен людям. Он уже трансформировался, это уже не то", – пояснил он.
Впрочем, даже на расширение такой финансовой помощи общественникам рассчитывать не приходится. Более того – Министерство финансов всерьез подумывает о том, чтобы сократить уже запланированные расходы на НКО почти на миллиард рублей. А значит, нужны другие источники. Но практика показывает, что бизнес неохотно участвует в такой благотворительности, да и пресса зачастую не хочет писать о подобных проектах, подозревая, что ее пытаются использовать для бесплатной рекламы.
"Не знаю, откуда взялся этот стереотип, что нужно идти к организованным структурам – именно к власти, бизнесу, СМИ", – пожимает плечами директор нижегородской региональной общественной организации "Служение-НЭКСТ" Алла Балашова. По ее словам, сотрудникам НКО и другим инициативным гражданам имеет смысл задействовать ближний круг своих организаций – клиентов, их родственников, призывать их к соучастию, в том числе и материальному. "Поменяется у нас государственная политика – и не будет у нас больше грантов", – предостерегла она участников форума от чрезмерных ожиданий.
Натуральный обмен и другие альтернативы Если у государства нет денег на поддержку общественных инициатив, оно могло бы помогать активным гражданам и НКО иначе – например, предоставив пустующие помещения или другие ресурсы. "Большое количество помещений, недвижимости, собственности муниципальной и федеральной простаивает. А из них можно было бы сделать центры некоммерческих организаций с очень льготной или нулевой ставкой по аренде", – предлагает Бречалов.
С главой Общественной палаты согласна и госпожа Балашова. "Для многих мероприятий нам не нужны деньги – нам нужны площадки, транспорт, оборудование. И это люди и организации вполне могут нам дать", – говорит она.
Яркий тому пример – регулярная уличная ярмарка "Нижегородцы – детям", где школьники и дети помладше могут получить навыки тех или иных профессий. По словам Балашовой, стоимость проведения ярмарки – всего 50 тысяч рублей, на которые закупаются материалы для мастер-классов. Эти деньги выделяет один спонсор, а остальное достается бесплатно.
"Потому что администрация города говорит: "Это интересно, пусть у нас это будет, вот вам площадка и разрешение". Партнеры говорят – вот вам транспорт, люди говорят – мы бесплатно проведем мастер-классы", – объясняет она созидательный механизм.
Другой вариант – обойтись если не без денег, то вообще без государства. Как вариант – добыть средства на свой проект через "народное финансирование" (crowdfunding). По словам Евгения Гаврилина, это вполне реально – за два года существования площадки Boomstarter таким образом было собрано 110 миллионов рублей, на которые было запущено более 600 проектов. Однако тут есть свои особенности.
"Люди просто так деньги не дают, – говорит он. – Народное финансирование является лакмусовой бумажкой, которая отделяет хорошие и нужные общественные проекты от ненужных". По мнению генерального директора Boomstarter, найти 200-300 тысяч рублей на хороший проект довольно легко – достаточно иметь от 500 друзей в социальных сетях и кинуть среди них соответствующий клич.
Твори добро, бро
По большому счету, социально-ориентированные НКО – это современные "тимуровцы", своеобразные бюро добрых дел. Люди с большим сердцем, желающие творить добро и причинять людям счастье – вот в основном их мотивация. Мало кому из них удается соединить социальную составляющую и бизнес, а редкие исключения лишь подтверждают это правило.
И отсюда вытекает другая проблема. "В отличие от предпринимателей, третий сектор пока не настроен, не умеет упаковывать и продвигать свои проекты", – констатирует Бречалов. А если нет презентации, привлекательной упаковки – то нет и спонсоров, и материальной помощи, и бартера.
"Основная наша проблема в том, что мы до сих пор не умеем четко и внятно объяснять, зачем это надо, и кому это надо кроме нас: почему это надо журналистам, предпринимателям, людям из системы государственной власти", – вторит главе Общественной палаты Алла Балашова.
Понять, почему это происходит, нетрудно – достаточно просто побеседовать с любым НКО-шником. Вот Антон Актуганов из Набережных Челнов с горящими глазами рассказывает о своем последнем проекте – "Карте добра". Это такой конкурс среди учащихся школ и ВУЗов, кто сделает больше добрых дел – поможет ветеранам, навестит детей сирот, уберет двор и тому подобное. Все это заполняется в режиме онлайн, с иллюстрациями, и рейтинг постоянно обновляется.
"Это пример такой позитивной конкуренции, мы включаем их в процесс – говорит он. – Мы, по сути, считаем добро. Потому что у нас его никто не считает". По его словам, пока идет простой подсчет добрых дел, но впоследствии можно будет учитывать и число волонтеров, которые в них участвовали, и подсчитывать личный вклад каждого. "Основная задача – популяризировать добровольчество среди молодежи", – поясняет Актуганов.
Вопрос, зачем ему вся эта соцнагрузка, ставит автора "Карты добра" в тупик. "Я в этой сфере общественной уже 12 лет, и на самом деле... знаешь как...", – он запинается, задумывается и даже немного "зависает". Видно, что этим вопросом он особо не задавался.
"А как по-другому? – вдруг осеняет его – Для меня это вообще не вопрос – как это, работать без денег. Вот если даже дела посмотреть...", – он снова достает планшет, увлеченно демонстрируя фотосвидетельства с новым поколением тимуровцев. О деньгах и маркетинге он действительно не думает.
На этом фоне организаторы форума пообещали продумать вопрос обучения активистов и сотрудников НКО азам маркетинга и презентаций. Соответствующие мастер-классы и круглые столы Александр Бречалов пообещал включить в программу уже следующего форума "Сообщество", который пройдет уже в Новосибирске. Всего же запланировано проведение 9 форумов в каждом из федеральных округов России.