Инициатором законопроекта стала депутат Госдумы Ирина Чиркова, которая намерена внести его на рассмотрение в нижнюю палату парламента. Документ предполагает, что сотрудники правоохранительных органов России смогут проверять несовершеннолетних на предмет употребления запрещенных веществ без разрешения родителей или законных представителей.
Согласно законопроекту уполномоченные органы должны будут лишь уведомить одного из родителей о проверке. Парламентарий отмечает, что проверка может осуществляться в тех случаях, когда внешние признаки говорят об употреблении наркотиков. "К сожалению, статистика потребления детьми всевозможных наркотических веществ только растет. Поскольку сейчас действует статья об обязательности разрешения, минимальный процент родителей дают свое согласие на проверку их несовершеннолетних детей, задержанных в подозрительном состоянии, – объясняет член комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. – Для того чтобы создать наиболее приближенную к реалиям статистику и понять, какие методы борьбы против детской наркомании будут наиболее эффективными, необходимо брать анализы".
По словам Чирковой, законопроект предполагает оповещение одного из родителей. Также она говорит о том, что ребенку, прошедшему обследование, необходимо выдать справку, чтобы он сам мог узнать результаты. "Спрашивать необязательно, а уведомлять все же нужно – чтобы узнать, что ребенок употребил, – считает парламентарий. – Потому что когда ребенка задерживают или он валяется где-то, плохо ему стало или с квадратными глазами в школу пришел, это неправильно. Необходимо доводить расследование причин до конца".
В целом идея законопроекта была поддержана и Госдумой, и представителями общественности, но с серьезными оговорками. Председатель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников пояснил, что без системной реформы законодательства в данной отрасли инициированный законопроект вряд ли сможет положительно повлиять на ситуацию. По его мнению, необходима специальная реабилитационная структура для несовершеннолетних наркоманов, прохождение лечения в которой не отражалось бы на будущем подростков.
"В действующей сегодня норме есть определенный гуманистический посыл. Дело в том, что ребенок неадекватен – он же ребенок. У него нет ни знаний, ни опыта, ни ответственности за свою жизнь. Если человек попал на учет в диспансер, это означает, что его будущее закрыто. Он не сможет пойти на госслужбу, купить оружие. Какой родитель даст в этой ситуации разрешение на анализ?" – отмечает парламентарий.
Уполномоченный по правам ребенка при президенте России Павел Астахов признал существование проблемы и необходимость поиска путей ее решения, но обратил внимание на то, что дети могут стать объектом злоупотреблений со стороны отдельных полицейских. "Вопрос в том, что объективных критериев не найти, потому что всегда будет личное усмотрение. Вот показалось полицейскому, а он ошибся – у невиновного ребенка стресс, – пояснил правозащитник. – Я не против этого законопроекта. Вопрос ведь не в том, чтобы ребенка к ответственности привлекать, а в том, чтобы спасти его. Ему нужна медицинская помощь, поэтому процедура должна быть очень жестко регламентирована. Мне кажется, одного мнения полицейского недостаточно. Я бы подключал сюда еще медиков, иначе действительно родители будут напуганы, и от ошибки никто не застрахован".