Решить эту задачу не удастся: невозможно сделать за два года то, что не получилось за 18 лет, уверен член Общественной палаты России Георгий Федоров. Он напомнил, что хрущевки начали сносить еще при Юрии Лужкове в 1998 году.
Одна из причин приостановки сноса кроется в том, что часть пятиэтажек ликвидировали за счет города, а часть – за счет инвесторов. С приходом новой администрации инвестиционные контракты были расторгнуты, а новые не заключены.
Другим камнем преткновения может быть вопрос о капитальном ремонте. Жильцы платят за него, пока дом не включен в перечень подлежащих сносу. А состояние зданий удручает. По словам Федорова, в районе Котловка Юго-Западного административного округа люди живут в условиях антисанитарии.
Между тем вскоре придется задуматься о судьбе девяти– и 12-этажных домов, построенных в 1960-х. Срок их эксплуатации подходит к концу, местами видны следы ржавчины, что говорит о сильном износе конструкций.
Как сообщает газета "Известия" со ссылкой на Департамент градостроительной политики Москвы, осталось демонтировать 105 домов площадью 403,5 тысячи квадратных метров. Все они входят в жилищный фонд "первого периода индустриального домостроения", то есть были возведены в 1959-1966 годах.
Именно такие здания попадают под программу. За счет средств города снесут 69 домов (228 тысяч квадратных метров), инвесторы демонтируют 36 (174,8 тысячи квадратных метров). В 2016 году ликвидировали 32 сооружения из запланированных 96.
По остальным пятиэтажкам решения пока нет. Часть из них попадет в программу капитального ремонта, часть – под реновацию территорий. Обновлением займутся инвесторы. Сначала возведут дом, куда переселят жильцов, затем снесут старый.
Однако не все так радужно. В 14-м квартале района Зюзино на Одесской и Малой Юшуньской улицах остались дома, которых программа снова не коснулась. По словам жильцов, стены в квартирах тонкие – 26 сантиметров, кухни – по четыре квадратных метра, отсутствуют балконы. Капремонт в зданиях не проводился.
При этом в Москве остались и кирпичные пятиэтажки 30-х годов ХХ века. В качестве примера Федоров привел дома в районе метро "Алексеевская", что недалеко от Третьего транспортного кольца. По словам представителя Общественной палаты, там просто невозможно жить.