Непростая экономическая ситуация в России диктует свои условия и существует большая вероятность, что стоимость квадратного метра будет только расти. Итоговая цена складывается из нескольких ключевых рыночных факторов, рассмотрев которые, можно сделать вывод о напрасности ожидания удешевления недвижимости. Несмотря на взятый курс импортозамещения, основным критерием роста стоимости жилья станет увеличение цены на стройматериалы. Большое количество оборудования поступает до сих пор из-за рубежа. При падении курса рубля по отношении к закупочным ценам в валюте, соответственно вырастут и затраты. Себестоимость квартир вырастет по всем законам рынка, поэтому застройщикам нужно будет снижать наценку – для удержания розничных цен на прежнем уровне или повышать цены.
Вторым важным моментом станут происхождение средств, на которые ведется строительство. Если застройщик осуществляется реализацию проекта на собственные финансы, то реального влияния на себестоимость этот факт не окажет. Но если строительство ведется на привлеченные банковские кредиты, да по новым ставках, то экономически обоснованным станет повышение итоговых цен. Ведь обслуживать кредиты для строительной отрасли – не очень дешевое занятие. Рост тарифов по банковским займам вызван повышением Центробанком ключевой ставки до 17,5%. Несмотря на ее недавнее снижение, она все равно осталась выше, чем была 1 января 2014 года.
Перейдем к следующему пункту. Цена на квартиры росла и в докризисные времена, при повышение стадии строительной готовности. Это создавало инвестиционную привлекательность для людей, которые покупали на ранних стадиях строительства и перепродавали жилье уже по более высокой цене, когда объект сдавался или близок к завершению.
Девелоперы трезво оценивая ситуацию – сильное падение спроса, начали замораживать объекты еще на бумажной стадии. Тем самым, не вводя новые объем предложений, они могут создать искусственный дефицит. Таким образом, уже объекты в реализации в виду ограниченности предложения терять в цене не станут, поскольку спрос так или иначе будет сосредоточен на них. Например, только за январь 2015 года в Москве объем предложения эконом-класса сократился на 16,8%.
Не менее важным фактором станет – нежелание застройщиков снижать свои прибыли. На сегодняшний день пойти на открытое снижен цен не готов, пожалуй, ни один застройщик, поскольку на имидже компании и успехе реализации проекта это может негативно сказаться. В кризис самый дорогой актив – это доверие, поэтому его поддержание будет обходиться дороже всего. Умеренный демпинг со стороны застройщиков будет завуалирован под акции и скидки, которые из новогодних плавно перетекут в предпраздничные к 23 февраля и 8 марту, а дальше в летние.
Сколько продлится стагнация в строительстве, пока никто не берется предугадать. Поэтому если спрос упадет катастрофически, застройщики вынуждены будут снизить цены, чтобы хоть как-то получать оборотные средства.