Проработку изменений чиновники должны завершить к апрелю 2015 года, а в начале лета внести их на рассмотрение в Государственную думу. Как рассказал "Известиям" источник в Минстрое, речь идет о создании всероссийской очереди, ведь в разных регионах России очереди двигаются неравномерно.
"Законопроект предусматривает создание единой базы лиц, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета. В их числе ветераны, инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов, бывшие военные", – сообщили в пресс-службе Министерстве труда.
На пенсионный фонд России возложат обязанность по ведению созданной базы, в которую сведения будут предоставлять федеральные и региональные органы власти. Все данные будут обобщаться, в том числе по категориям граждан и ведомствам. Это поспособствует мониторингу миграции граждан, улучшивших жилищные условия в одном регионе и переехавших в другой. Такой контроль повысит эффективность и обоснованность предоставления мер социальной поддержки и целевое расходование средств федерального бюджета.
Важные механизмы взаимодействия между органами власти еще предстоит проработать. Источник в Минстрое сообщил, что основная идея проекта – вместо существующих списков очередников, которые ведет каждый регион отдельно, сделать единый общероссийский список, в том числе чтобы уравнять жителей разных регионов.
Как рассказал "Известиям" зампредседателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, ситуация очень неровная: в одних регионах уже получают жилье те, кто в 2010 году стал в очередь, а где-то еще с 1990-х ждут квартир. Создание всероссийской базы данных позволит устранить такие расхождения в сроках предоставления жилья очередникам. Ведение единой базы даст возможность следить за тем, как предоставляется жилье в разных регионах.
"Наиболее вероятна модель, когда списки будут вестись по-прежнему на уровне регионов и муниципалитетов и просто будут сведены в одну информационную базу. Федеральное правительство просто задаст стандарты учета этой информации. Сейчас у очередников немало претензий к тому, как распределяется жилье: не секрет, что зачастую очереди на жилье формируются совершенно непрозрачно. Если появится единый открытый список, то люди будут знать, как двигается их очередь, и многие вопросы будут сняты. Сейчас даже общее количество очередников неизвестно, поскольку учет ведется только на уровне местных властей. Называются только примерные цифры в несколько миллионов. Лучше всего ситуация обстоит в Москве и Санкт-Петербурге, притом что там срок ожидания квартиры составляет от 10 до 25 лет. А есть много регионов, где очередь просто не движется, а жилье для очередников фактически не строится. Чтобы запустить новую базу, целесообразно сначала провести перепись очередников, но на какие деньги это будет осуществляться, совершенно непонятно", – рассказала исполнительный директор НП "ЖКХ-Контроль" Светлана Разворотнева.
Субъекты России сами принимают решения об объемах строительства социального жилья, исходя из доступных средств. Например, в Москве, в адресную инвестпрограмму на 2013–2015 годы заложено строительство для очередников 470 тысяч квадратных метров жилья. По установленным нормам в 18 квадратных метров на человека можно подсчитать, что жилье за три года получат 26,1 тысячи человек, или около 8,7 тысячи семей. К тому же власти столицы выдают субсидии, которые позволяют погасить значительную часть от стоимости квартиры: 40% – если семья стоит в очереди пять лет, 70% – если десять.
Некоторые эксперты боятся, что информация в базе будет намеренно искажаться. В качестве превентивных мер для борьбы с недобросовестными чиновниками предлагается установить уголовную ответственность за предоставление недостоверной информации.