Возможность удивлять – первое, что на что обращают внимание посетители. Многие торговые комплексы используют смелые идеи и проектировочные решения для повышения узнаваемости. Если люди случайно видят фотографию ТЦ и точно знают, где он и как называется, то вдохновители проекта свою задачу выполнили на отлично. Международная компания NAI Becar отобрала топ-10 торговых центров мира.
"Самый исторический" (Милан, Италия) Комплекс Galleria Vittorio Emmanuele, построенный в период с 1865 до 1877 года, не претерпел серьезных изменений за время существования и считается иконой миланской архитектуры. "Первопроходец" создан за счет стеклянной кровли между домами, накрывшей торговые улицы. Это позволило сохранить исторический формат организации магазинов и внутреннюю архитектуру, выдержанную в классическом стиле.
"Самый зеленый" (Роццано, Италия) ТЦ "Фьордалисо" был построен четыре года назад в итальянском городе Роццано. Наружные стены украшает самый крупный вертикальный сад в мире площадью 1,3 тысячи квадратных метров. Всего было посажено 44 тысячи растений. Уникальный фасад поражает не только своей красотой, но и позволяет значительно сократить потребление электроэнергии: растения на стенах здания, создают естественный барьер прямым солнечным лучам, помогая регулировать температуру внутри комплекса.
"Медиафасады" (Анже, Франция) Возведенный в 2012 году в Анже L'Atoll отличается уникальным световым решением. Эллипсоидная форма делает ТЦ похожим на торговый "стадион" площадью 250 тысяч квадратных метров. Благодаря уникальному техническому решению фасада комплекс производит неизгладимое впечатление: кажется, что он светится изнутри. Такого эффекта инженеры добились с помощью световой установки, скомпонованной из 42 прожекторов, которые установлены за сеткой по всему периметру кольца. Комплекс спроектирован на принципах возобновляемости и многократного использования энергетических ресурсов, что показывает высокое качество экохарактеристик в нежилых зданиях.
"Вторая жизнь" (Сеул, Южная Корея) Chungha расположен в одном из фешенебельных районов Сеула. Комплекс был построен в 1980 году, а спустя 23 года получил вторую жизнь за счет реконструкции фасада. В облицовке здания использовались белоснежная керамическая плитка с объемным рисунком в виде пузырьков воды. ТЦ имеет сложную асимметричную форму, образованную многочисленными эркерами, выступающими над плоскостью фасада. В вечернее время огромные витрины изменяют цвет подсветки и выводят текст и изображения, добавляя зданию привлекательности.
"Самый бюджетный" (Цюрих, Швейцария) Мини-центр "Фрэйтаг" появился в 2009 году в Цюрихе. При строительстве было использовано 17 контейнеров, что позволило в рамках скромного бюджета создать неповторимый образ. Интерьер магазина отличается простотой, функциональностью и экологичностью. Этот невероятный и по-настоящему креативный магазин поражает своей мобильностью, так как его можно в любой момент перенести в другое место. К тому же центр высотой 26 метров является самой высокой постройкой в городе.
"Самый стеклянный" (Мальме, Дания) Торговый комплекс Emporia с помощью стекла претворил в жизнь самые смелые инженерные и архитектурные решения. Здание было построено в 2012 году и сразу стало центром притяжения. На территории комплекса площадью 93 тысячи квадратных метров работают около 200 магазинов, которые располагаются вокруг атриумов разного цвета. Каждый атриум поражает уникальностью и представляет собой эффектную архитектурную композицию, дизайн которой продуман до мелочей. Практически все элементы интерьера выполнены по индивидуальному заказу, начиная от потолков, полов и витрин, заканчивая висячими растениями, мебелью и дверными ручками.
"Самый гигантский" (Дубай, ОАЭ) Dubai Mall "вырос" в 2008 году в престижном квартале Дубая. Площадь комплекса составляет 1,2 миллиона квадратных метров, на территории которого разместились самый большой в мире морской аквариум в помещении и самый большой золотой базар.
"Самый стилизованный" (Лас-Вегас, США) Grand Canal Shoppes был построен в 1999 году в центре Лас-Вегаса в США и воплотил лучшие традиции венецианской архитектуры. Привлекательность и уникальность комплекса – не в магазинах или ресторанах, а в способе передвижения по нему. К каждому магазину ведет отдельный водный канал, по которому можно перемещаться на гондоле. Многочисленные каналы комплекса вкупе с искусно проработанным дизайном и архитектурой позволяют окунуться в атмосферу Италии, не покидая США. Это ежегодно привлекает около 20 миллионов посетителей со всего мира.
"Самый футуристический" (Бирмингем, Англия) Bull ring был возведен в 2003 году в центре английского Бирмингема. Это первое здание, где использованы нетипичные для большинства торговых центров архитектурные формы и инженерные решения. Оно по праву может считаться историческим примером "провокационной архитектуры". Фасад комплекса состоит из 15 тысяч закрученных алюминиевых дисков с синим фоном, эффектно светящихся ночью. Стеклянный потолок не имеет видимых посетителям опор, что создает впечатление, будто огромный плоский купол парит в воздухе. Еще одной уникальной особенностью комплекса является изогнутый пешеходный мост, соединяющий многоуровневый паркинг и торговый центр.
"Самый уникальный" (Ростов-на-Дону, Россия) Торгово-развлекательный комплекс "Всплеск" откроется в 2017 году. Проект не имеет аналогов не только в России, но и в Европе. Уникальность состоит в том, что на его территории планируется соединить всесезонный отдых – кинотеатр, центр семейного отдыха, фитнес-клуб, центр экстремальных развлечений с летними (аквапарк) и зимними (крытый лыжный центр, ледовый каток) видами.