Досрочные парламентские выборы в Казахстане намечены на 20 марта. По данным ЦИКа, более 700 иностранных наблюдателей намерены следить за избирательной кампанией. Около половины из них будут представлять страны СНГ. Остальные – наблюдатели от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в том числе из традиционно одной из наиболее "проблемных" для стран СНГ структур – Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ.
Именно наблюдатели БДИПЧ ОБСЕ, как правило, являются самыми сложными "пассажирами", не готовыми закрывать глаза даже на малейшую турбулентность избирательного процесса. Их особая дотошность в оценке нарушения стандартов свободы слова и политической конкуренции в странах СНГ довольно часто, при этом порой справедливо, воспринимается как свидетельство "двойных стандартов". Впрочем, в Казахстане подчеркивают, что все наблюдатели – желанные гости.
"Международное наблюдение обеспечивает двухсторонний обмен знаниями и информацией об избирательном процессе, содействует установлению прочных международных отношений и сотрудничества", – подчеркнула член ЦИКа Татьяна Охлопкова. В свою очередь, председатель сената парламента Касым-Жомарт Токаев на встрече с главой миссии БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за парламентскими выборами в Казахстане Борисом Фрлецом подчеркнул, что участие представительной команды наблюдателей свидетельствует о высокой степени сотрудничества между страной и ОБСЕ. По словам Токаева, нет сомнений в том, что Казахстан проведет свободные и справедливые выборы – в соответствии с национальным законодательством и международными стандартами.
Казахстан имеет хорошую, практически идеальную репутацию выборных кампаний. А история председательства страны в ОБСЕ и проведения в Астане саммита организации в 2010 году заложили прочный фундамент его эффективного взаимодействия с европейскими институтами демократии, проведения честных и прозрачных выборов без каких-либо существенных нареканий со стороны международных наблюдателей. Очевидно, эта тенденция будет закреплена в ходе нынешней избирательной кампании. Тем более что эталонностью нынешней парламентской гонки президент Нурсултан Назарбаев решает целый ряд важнейших задач, прежде всего по укреплению международного авторитета страны в преддверии проведения грандиозного мероприятия – всемирной выставки "ЭКСПО-2017" в столице – Астане.
Еще более амбициозной целью для Казахстана является избрание в Совет Безопасности ООН в качестве непостоянного члена на 2017-2018 годы. "Казахстан будет стремиться быть оплотом стабильности, безопасности во всей Центральной Евразии, достойным и надежным партнером в укреплении мира, сотрудничества между народами. Именно этот посыл лежит в основе нашего стремления быть избранными в состав непостоянных членов Совета Безопасности ООН в 2017-2018 годах", – указал президент Казахстана в обращении к парламенту.
Это как минимум две серьезные причины превратить выборы в "витрину демократии", провести их в соответствии с высочайшими мировыми стандартами. Однако есть еще одна важная причина, о которой все чаще говорят эксперты. Среди пяти ключевых институциональных реформ, заявленных Нурсултаном Назарбаевым в качестве его программы действий на нынешний президентский срок, одной из важнейших является усиление института парламентаризма, оптимальный баланс ветвей власти в результате перехода от президентской к парламентско-президентской республике.
"На мой взгляд, перед новым парламентом будет стоять целый ряд задач, потому что, кроме экономики, существует еще вопрос развития самой политической системы. Наверное, это станет самой большой задачей нового парламента", – прогнозирует руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. По словам директора Института ЕАЭС Владимира Лепехина, "первая задача – катализировать политический процесс, дать возможность проявить себя оппозиции, другим политическим лидерам. Еще одна из задач: лидер находится в почтенном возрасте. Он говорил о том, что необходим переход от президентской к парламентской республике. Но как это осуществить, если не дать элите возможность проявить себя?"
Очевидно, что и решение этого вопроса, и дальнейший демократический переход власти к следующему поколению политиков в Казахстане, о котором не может не думать президент, будут зависеть от рейтинга доверия граждан страны и международного сообщества к результатам выборов, новому парламенту, системе власти в Казахстане. При этом, по мнению ведущего эксперта политологического центра "Север-Юг" Александра Караваева, предстоящее голосование вряд ли приведет к неожиданным результатам. "Как мне кажется, сюрпризов мы не увидим. Если говорить о сюрпризах, то речь идет о том, каким будет персональный состав парламента. Та пропорция, которая там сложилась, примерно оптимальна", – считает он.