Консолидация протестного движения после трагического убийства одного из ее лидеров – бывшего вице-премьера Бориса Немцова, – оказалась ожидаемо недолговечной. Подтверждением тому является преждевременный и полный провал новой акции либералов, которую они планировали провести в эти выходные.
Окрыленные успехом траурного шествия 1 марта, оппозиционеры немедленно объявили о подготовке новой, еще более масштабной акции, назначив ее на 19 апреля. Будущую акцию назвали напыщенно и громко: Марш гнева и достоинства (что, очевидно, перекликалось с официальным названием госпереворота на Украине). Однако прежние внутренние противоречия между потенциальными участниками и стремление натянуть одеяло на себя оказались сильнее.
Собственно, катастрофой в воздухе повеяло уже в первые дни: объявившие о проведении акции лидеры оппозиции поспешили заявить туда участников без их ведома. Те, понятное дело, обиделись и в акции участвовать отказались. А тут еще и Алексей Навальный, Михаил Ходорковский и партия "Яблоко" еще на самом начальном этапе успели переругаться насчет целей марша, и впоследствии вовсе от него отказались.
Вдобавок спустя несколько дней люди, отметившиеся в группе "Марш памяти Бориса Немцова", внезапно обнаружили, что она переименована в "Марш гнева и достоинства", а дата изменена на апрель. Оказалось, что сопредседатель московского отделения движения "Солидарность" Петр Царьков решил не создавать новую страничку, а просто переименовал старую. Подобное кощунство вызвало бурю негодования среди 8 тысяч пользователей группы, и вовсе не добавило им желания ходить на какие-то подобные марши.
Чем дальше, тем больше организация марша напоминала то известную басню Крылова про лебедя, рака и щуку, то не менее известную басню про квартет. Разброд и шатание в рядах привели к предсказуемому результату: даже когда оставшиеся активисты подавали заявку на проведение акции в мэрию, у них не было понимания, зачем они проводят этот марш. По словам одного из его инициаторов, журналиста Александра Рыклина, "очевидного лозунга у акции пока нет", и оппозиция впервые не выдвигает требований к властям. Планировалось сделать "некое послание гражданам". Из внятных планов был один: одну из растяжек собирались посвятить оппозиционному политику Борису Немцову, убитому в конце февраля в центре столицы.
Об бесцельности митинга "протест ради протеста" упоминал еще месяц назад оппозиционер Леонид Волков. Он критиковал организаторов за отсутствие плана и требований, и даже предлагал им свою версию, написанную на бумажке в туалете – но те так и не удосужились подготовить хоть какую-то повестку дня. В итоге даже завсегдатаи подобных маршей отвернулись от столь невнятной акции.
Фактически, от позорного громкого провала организаторов "Марша гнева и достоинства" спасла мэрия. Именно власти Москвы позволили Рыклину с сотоварищами сохранить лицо, когда предложили перенести акцию из центра города на Октябрьское поле и Щукино. Оппозиционеры громко фыркнули и отказались, заявив, что проведут серию не требующих согласования одиночных пикетов, а потом возложат цветы к месту убийства Немцова.
В результате все остались довольны. Неспособные к командным действиям оппозиционеры проведут раздельно свои акции, где каждый будет сам себе организатором, участником и лидером в одном флаконе. Неминуемый провал марша можно будет списать на мэрию, а не собственное эго. Власти города, к слову, тоже не остались в накладе: нет марша – нет проблемы, не надо перекрывать улицы, обеспечивать безопасность и убирать мусор после нашествия либералов. Да и москвичам, далеким от политики, радость – что в центре города, что в Щукино.
Всегда бы так.