Президент Владимир Путин направил в Госдуму отрицательное заключение на законопроект о переносе сроков введения закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). А Минфин пообещал снизить тарифы на "автогражданку" с января 2004 года. Законопроект об обязательном страховании автогражданской ответственности с 1 июля 2003 г. был принят в конце прошлого года, но еще до вступления в силу начал вызывать недовольство депутатов. По мере приближения парламентских выборов возмущение "антинародным" законом нарастало, и 14 октября Госдума приняла в первом чтении законопроект членов группы "Народный депутат" Геннадия Райкова и Валерия Гальченко о переносе начала действия закона на год - на 1 июля 2004 г.
"Теперь стало очевидным, что подпись главы государства под окончательным вариантом законопроекта будет стоять только в том случае, если он не будет предусматривать перенос или отмену закона об ОСАГО", - пишут "Известия".
Отрицательным заключением на законопроект о переносе сроков введения обязательной "автогражданки" Владимир Путин дал понять, что популистские инициативы депутатов не воплотятся в жизнь ни при каких обстоятельствах и закон будет действовать. "Президент поддержал законопослушных граждан, уже купивших полис, и страховщиков, которые начали возмещать убытки по конкретным страховым случаям. А депутатам намекнул, что заниматься непосредственными обязанностями иногда полезнее, чем предвыборным пиаром", - отмечает "Время новостей".
Авторов законопроекта это, впрочем, не убедило. "Нас это (отрицательное заключение президента) не волнует. "Автогражданка - сбор налогов с людей, имеющих автомобиль", - заявил "Ведомостям" Геннадий Райков, возглавляющий группу "Народный депутат". Он надеется, что до конца осенней сессии депутаты все же подкорректируют обязательное автострахование.
Дума все равно перенесет "автогражданку", - заявил "Газете" зампред банковского комитета Павел Медведев. Но в любом случае по сути ничего не изменится, так как закон отклонит Совет Федерации. Что же касается тарифов, то, по мнению Медведева, их необходимо снизить: "Машина кормит многие малообеспеченные семьи. Они возят на ней с дачи картошку. А с них требуют платить за страхование столько же, сколько стоит их рухлядь".
Некоторые выступавшие за перенос закона депутаты считают, что, по всей видимости, заключение президента повлияет на решение нижней палаты. Но оговаривают, что в таком случае ответственность будет нести уже не только Госдума, но и глава государства. "Подобное решение может обрушить рейтинг президента, - говорит председатель "Движения автомобилистов России" Виктор Похмелкин ("Известия").
В свою очередь страховщиков обрадовала поддержка президента. "Было бы удивительно, если бы президент высказался как-то иначе, - сказал в интервью "Газете" статс-секретарь "Росгосстраха" Игорь Игнатьев. - Он сам подписал закон об ОСАГО, и отмена этого закона явно противоречит всему курсу президента и правительства". По словам гендиректора РОСНО Леонида Меламеда, в вопрос об ОСАГО давно нужно было внести ясность: "То, что президент наконец озвучил мысль о том, что закон действует, должно придать ему особый вес".
Но снижение базового тарифа они не поддерживают. По мнению страховщиков, на сбор "справедливой" статистики по ОСАГО потребуется год-полтора. "Прямой заинтересованности в высоких тарифах у нас нет, потому что даже если они окажутся высокими, "излишек" пойдет не в прибыль, а останется в резервах", - отмечает представитель страховой компании. А замгендиректора "Ингосстраха" Игорь Ямов полагает, что статистика по ОСАГО станет достоверной, только когда полисы будут хотя бы у 75-80% автовладельцев. Страховщики полагают, что после письма президента Дума решит не переносить "автогражданку" ("Газета").
"Мнение президента говорит о том, что решение о переносе сроков не будет принято", - уверен президент Российского союза автостраховщиков Евгений Кургин. "Хотелось бы скорее завершить дискуссию вокруг этого закона, чтобы клиенты могли принимать решение о страховании без оглядки на предвыборную полемику", - говорит гендиректор Национальной страховой группы Юрий Решетняк ("Ведомости").
Возможный перенос действия закона или снижение тарифов на страхование заставили автолюбителей занять выжидательную позицию. По словам начальника отдела ОСАГО "Группы Ренессанс Страхование" Игоря Терехова, страховщики рассчитывали на плавный рост числа клиентов с осени, но продажи полисов ОСАГО не росли. О том же "Ведомостям" говорили в "Ингосстрахе" и Страховом доме ВСК. А у "РЕСО-Гарантии", одного из лидеров рынка ОСАГО, продажи даже сократились. По словам заместителя гендиректора "РЕСО" Игоря Иванова, в первые недели июля компания продавала в Москве и области по 12 000 - 14 000 полисов в неделю, а с августа, когда депутаты начали активные выступления против закона, продажи стали сокращаться и в сентябре - начале октября составляли 5000 - 7000 в неделю ("Ведомости").
Теперь страховщики надеются наверстать упущенное. "Мы уже чувствуем активизацию корпоративных клиентов", - говорит руководитель департамента страхования транспортных средств Страхового дома ВСК Владимир Антипов. Он надеется, что позиция президента стимулирует покупать полисы и частных автовладельцев. "Правда, теперь вал клиентов может создать проблемы компаниям, ведь возможности агентских сетей не безграничны", - предполагает Антипов ("Ведомости").
Впрочем, кое-чего противникам ОСАГО добиться все-таки удалось. Базовая страховая ставка скорее всего будет снижена с нынешних 1980 руб., а пенсионерам и инвалидам полисы будут продавать по льготному тарифу. Постановление об изменении тарифов, по словам первого замминистра финансов Сергея Шаталова, может выйти до конца первого квартала нового года. К 10 января будет собрана статистика по ОСАГО, и на ее основании будут подготовлены предложения о снижении базового тарифа, которые Минфин внесет в правительство к 20-25 января. "Минфин в предварительном порядке поддерживает предложение о снижении на 50% базового тарифа на ОСАГО для инвалидов", - отметил вчера Сергей Шаталов ("ВН").