Согласно оценкам Генштаба Украины, потребность Вооруженных сил страны превышает девять тысяч единиц колесных транспортных средств. Значительную часть поставок осуществляло ведущее украинское автомобилестроительное предприятие – КрАЗ. В 2014 году с ним был заключен контракт на производство более 600 единиц техники, в 2017-м – свыше 700. Однако в 2016 году военный заказ не превысил отметку в 50 единиц техники.
Руководство государства приняло решение отказаться от своего производителя в пользу завода из Белоруссии. Это стало следствием стремления президента Украины Петра Порошенко и его окружения обогатиться, считают парламентарии.
"Странное, на первый взгляд, решение отказаться от украинских КрАЗов в пользу белорусских МАЗов объясняется на самом деле очень просто: последние собираются на заводе "Богдан" в Черкассах, который принадлежит президенту Порошенко. Бывший директор "Богдана" Свинарчук-Гладковский предназначен Порошенко первым заместителем секретаря СНБО и отвечает за военно-промышленный комплекс. То есть, как видим, сам у себя покупает технику за бюджетный счет", – написал на своей странице в Facebook лидер Радикальной партии Олег Ляшко.
При этом власти не просто выбрали другого поставщика. Их решение имеет серьезные последствия для порядка 200 предприятий, связанных с КрАЗом. "Можно говорить, что КрАЗ обеспечивает работой около 100 тысяч украинцев и платит в год до 100 миллионов гривен налогов", – заметил Ляшко.
"Готовый автомобиль КрАЗ – это зарплата украинским металлургам, шахтерам, перевозчикам, бюджетникам, военным и пенсионерам. Закупая белорусскую технику, мы не только частично финансируем экономику этой страны, но и экономику России", – уверен лидер Радикальной партии. Он напомнил, что МАЗы состоят преимущественно из российских комплектующих и материалов, поскольку в Белоруссии "отсутствует производство радиаторов, цветных металлов, плоского проката и многого другого, закупаемого в России".
"Когда мне стало известно об этой коррупционной истории, я спросил у президента Порошенко, почему для нашей армии начали закупать российско-белорусские МАЗы вместо украинских КрАЗов. Порошенко мне ответил, что от наших автомобилей решили отказаться, потому что они вроде бы не прошли испытания и не держат взрывную волну. Более оригинального оправдания президентом собственного бизнеса я не слышал", – рассказал депутат.
"Автомобили КрАЗа поставляются десятки лет для армий более 80 стран мира – от Таиланда до Венесуэлы. И везде в мире наше авто взрывную волну держит. И только в родной Украине КрАЗ не выдержал взрывную волну властной коррупции и стремление президента Порошенко обогатиться", – добавил он. "Требую от Национального антикоррупционного бюро и Службы безопасности Украины немедленно начать расследование этой громкой аферы!" – заключил Ляшко.