Федеральная антимонопольная служба из-за многочисленных жалоб пассажиров планирует проверить тарифную политику авиакомпаний. Одна из главных причин инспекции – неоправданно высокая стоимость билетов.
Жалобы клиентов авиакомпаний касаются также продажи билетов по тарифам, значительно различающимся при отсутствии преимуществ в обслуживании на борту. Кроме того, пассажиров не устраивает непрозрачность дополнительных сборов, условия и порядок возврата билетов. Еще одна причина для жалоб – самолеты летают с пустыми креслами, при этом цены на рейсы, не пользующиеся спросом, не снижаются.
В "Аэрофлоте" в связи с возможной проверкой ФАС отказались давать комментарии. "Мы не комментируем пока слухи никакие. Собирается – хорошо", – цитирует руководителя пресс-службы компании "Аэрофлот" Ирину Данненберг "Русская служба новостей".
Напомним, билеты на авиарейсы сегодня продаются с использованием специальных систем продаж. Одна из них – система управления доходами (RMS). Ее механизм прост. Компьютер, исходя из данных о количестве пассажиров, анализирует их распределение по рейсам, маршрутам и датам. После программы строят детальные прогнозы загрузки рейсов. Благодаря данным, предоставляемым RMS, аналитики авиакомпании получают возможность моделировать коммерческую загрузку рейсов с учетом спроса пассажиров.
Антимонопольщики хотят выяснить, насколько подобные системы отвечают возложенным на них функциям. В числе вопросов ФАС к авиакомпаниям, например, такие: влечет ли падение спроса на билеты на том или ином рейсе автоматическое снижение цен и кто определяет работу компьютерной программы – разработчик или перевозчик.
Задача такой системы – продать дорогие и дешевые билеты в таком соотношении, чтобы авиакомпания получила максимальную прибыль. Перевозя 20 пассажиров за десять тысяч рублей каждого, авиакомпания может заработать больше, чем при перевозке 40 клиентов за пять тысяч рублей. Как минимум она сэкономит на бортовом питании и аэропортовых сборах. Кроме того, авиакомпании часто перевозят не только вещи пассажиров, но и попутный груз. На чем и зарабатывают, недобрав на борт пассажиров, пишет "Российская газета".
Эксперты считают, что контроль за системами управления доходами может уменьшить цены на билеты, но ненадолго. Незначительное снижение цены, к примеру, на 5% не приведет к взрывному росту перевозок, зато гарантированно подорвет экономику перевозок.
По мнению главы аналитической службы компании "Авиапорт" Олега Пантелеева, государственное регулирование тарифов допустимо лишь при условии субсидирования перевозок. Другой путь для государства – при навязывании той или иной цены внутри страны на авиауслуги отменить налог на добавленную стоимость на авиабилеты. На международных рейсах, где перевозчики летают в рамках межправительственных соглашений, билеты уже "свободны" от НДС. А внутри России они все еще есть.