Слово "рейдер" в отличие от большинства иностранных слов прижилось в русском языке не в качестве широко известного термина, а в виде страшилки для узких профессиональных кругов - прежде всего, для директоров научных институтов и производственных объектов, расположенных в привлекательных районах Москвы.
Смысл деятельности, которую часто называют "рейдерством" - это перепрофилирование объекта и превращение его из невыгодной коммерческой обузы в привлекательный актив. Далеко не всегда этот процесс носит криминальный характер, хотя подчас оборачивается арбитражным спором. Московские власти не перестают повторять, что рейдеров в городе почти не осталось, а рынок указывает, что под это определение может попасть любая, даже самая респектабельная компания.
Констатация факта
Все зависит от методов, которыми пользуются новые владельцы предприятий
По мнению столичного правительства, эпоха рейдерства осталась в прошлом. В понедельник, 11 сентября, мэр Москвы Юрий Лужков на 10-м совещании-семинаре председателей федеральных арбитражных судов округов заявил, что количество недружественных поглощений в Москве за последний год сократилось практически в три раза. Так, 2005 году в Москве было зафиксировано 190 случаев силовых захватов предприятий, а в первом полугодии 2006 года - всего 47. Положительная динамика, по мнению столичного градоначальника, налицо. Как отметил мэр, рейдерство, как правило, связано с желанием недобросовестных организаций "закрыть предприятие, выкинуть за ворота работников для того, чтобы использовать его территорию более выгодно". "Противодействие этому явлению через торжество закона дало свои результаты, и оно пошло на спад", - объяснил Юрий Лужков.
До этого, в июле 2006 года, с аналогичным заявлением уже выступал замначальника управления департамента правительства Москвы по экономической безопасности Вячеслав Иванов. По словам чиновника, в 2006 году криминальные технологии рейдерства из 47 были зафиксированы только в пяти случаях, и по трем из них возбуждены уголовные дела. "Это делает невыгодным применение криминальных приемов", - считает чиновник.
Кроме того, в 2004 году, на который, по данным московских властей, пришелся пик криминальных захватов, в Москве была создана межведомственная рабочая группа для противодействия рейдерству и разработана электронная система контроля процедуры регистрации прав собственности. Позднее, в 2005 году, коллегия Московского арбитражного суда за коррупцию уволила девять судей, а с самими руководителями предприятий, попадающих в "группу риска", в начале 2006 года пообещал разобраться глава городского департамента имущества Владимир Силкин. Именно этих топ-менеджеров московские власти винят в преднамеренном банкротстве предприятий. Например, на начало 2006 года, из 814 действующих столичных ГУПов 165 имели признаки финансовой несостоятельности. "Сегодня мы отмечаем очень серьезную ситуацию, когда практически все ГУПы при заявлении о несостоятельности используют методы преднамеренного банкротства", - рассказал тогда же председатель Московского комитета по делам о несостоятельности Николай Бадаев.
Хорошие и плохие
#{more}По мнению экспертов, не только активная позиция столичных властей повлияла на исправление ситуации, но и изменение стратегии крупных корпораций, которые занимались поглощениями в столице. Ни для кого не секрет, что скупкой московских предприятий занимались такие игроки, как "Базэл", группа "Гута", "Норильский никель". По идее, руководство всех этих компаний можно было бы обвинить в рейдерстве, если бы не продуманные действия по выводу этих предприятий за пределы города. Например, если в 2003 году мэр Москвы Юрий Лужков высказался категорически против перемещения "Трехгорной мануфактуры" и фабрики "Красный Октябрь", то позднее он пересмотрел свое мнение. Переходным этапом стала программа по выводу промышленных зон из центра российской столицы. Теперь группа "Гута" и близкие ей компании активно работают над проектом "Золотой остров" на месте "Красного Октября", а структуры Олега Дерипаски окончательно оформили переезд "Трехгорки" в Ярославскую область на территорию "Гаврилов-Ямского льнокомбината". Кстати, последний проект является крайне показательным случаем "полезного рейдерства", так как знаменитая "Трехгорка" уже давно существовала на грани банкротства. Смена собственника помогла выбраться из долговой ямы и заводу "Мосэлектроприбор". Новый владелец предприятия, компания "Росбилдинг", отремонтировала цеха, трудоустроила инвалидов и даже открыла в районной школе специальные классы для завода. Таким же образом делала инвестиционно привлекательными свои объекты "Система".
Однако возникает резонный вопрос - где же проходит граница между рейдерами и эффективными собственниками. По мнению главы МЭРТ
Германа Грефа, все зависит от методов, которыми пользуются новые владельцы предприятий. "Если на рынке перераспределяется собственность законным образом в пользу эффективных компаний, это нормальная деятельность", - заявил на одном из заседаний российского правительства министр, отметив, что в России эта деятельность носит порой криминальный характер. Если верить московским властям, то переломный момент уже пройден, и "черные" рейдеры остались в прошлом. Теперь вся надежда на "белых" рейдеров. Главное - чтобы они стали действительно эффективными собственниками, иначе всем станет понятно, что ничего не изменилось.
Материал подготовил Алексей Ложкин