В мире существует немало историй о том, что любви покорны все возрасты и типы живых существ. В продюсерском центре Тимура Бекмамбетова решили, что если уж крестьянка может влюбиться в монстра, студентка – в вампира, то почему бы княжне не полюбить дракона. Поставив прокатный рейтинг "12+", Индар Джендубаев решил утереть нос Голливуду с его пресловутыми "Сумерками" и развлечь аудиторию славянской легендой о похищении девушки страшным чудовищем. Истории княжны Мирославы, украденной чудищем накануне свадьбы, и погружению в стилизованную Древнюю Русь мешают, разве что, проникнутые духом эмансипации реплики главной героини да фейерверки, оставшиеся у съемочной группы с Нового года, не иначе. Но все это выглядит досадным недоразумением рядом с невероятным визуальным рядом. Самые впечатляющие кадры – как раз из княжества. Красные ягоды на белом снегу, брызжущие соком из-под голых ступней бьющихся в истерике дев, черное озеро и молочный жемчуг кокошника невесты буквально магнетизируют, контрастируя с панорамами райского острова. Картинка настолько самодостаточна, что вполне могла бы обойтись без звука – да что там, будем честны, фильм от этого бы только выиграл. Добротный фольклорный саундтрек в романтичной клиповой вставке о жизни героев на острове сменяется попсовой подростковой песенкой, а диалоги столь ужасны, что в лучшем случае вызывают безудержный смех, а в худшем – вынуждают заткнуть уши. Впрочем, за всем этим звуковым кошмаром создатели фильма умудряются спрятать целый философский пласт о нелегкой женской доле. Вот тут, простите, начнется спойлер. "Он – дракон" вполне ясно объясняет, что красивую юную деву в этой жизни ожидает одно из двух: либо под ритуальные песни и плач ее, раздетую и связанную, отправят в лапы чудовищу, либо, если повезет, отдадут нелюбимому мужчине в пожизненное пользование. И вроде главной героине повезло – дракона давно убили, а ее берет в жены внук того самого народного героя. Но мужское честолюбие все портит – решив всем напомнить о дедовом подвиге, он исполняет песню, призывающую древнее чудовище, на что новый дракон – сын того самого, убитого, прилетает, как миленький, и уносит невесту в свою темную пещеру. Вот тут и начинается самое интересное. Избалованная тепличными условиями Мирослава понимает, что мир не заканчивается папенькиными хоромами, а мужчины – прославленным женихом. Брошенная в яму на страшном острове, она видит мальчика-мечту и быстро в него влюбляется. Когда выяснятся, что он и есть тот самый похититель, но в человеческом обличье, а попытки бежать проваливаются, в девушке просыпается пресловутая женская хитрость: пока жених в пути, можно ведь подружиться с непонятным существом. Наивная девичья натура решает сделать из дракона человека, полагая, что великое светлое чувство творит чудеса, тем более что объект ее пылких устремлений совсем не против. Из темной пещеры они вьют уютное гнездышко, любуются закатами и морем и ведут быт согласно историческому распределению гендерных ролей: он добывает пропитание, она хозяйничает во "дворце", безо всякого ожидаемого эротизма и пошлости. И хоть весь фильм герой красуется с голым торсом, а ее рубашка непростительно изорвалась во всех пикантных местах, "Он – дракон" остается целомудренным, не заходя дальше робких объятий – прокатный рейтинг обязывает, да и сюжетное обоснование есть: стоит юноше прикоснуться к барышне, как в нем вспыхивает самый натуральный огонь: он мгновенно превращается в дракона, которому милосердие, а уж тем более любовь неведомы. Если абстрагироваться от символов, получится вполне себе жизненная история о женской силе, которая в слабости и приятии, и о мужской природе, которая, увы, сильнее. Фаустовский бой внутри героя заканчивается победой темной стороны, и он ставит своей прекрасной даме ультиматум: или любишь меня таким, или иди к своему Игорю, он, кстати, уже подплывает. Не снеся такого отношения дама, естественно, идет с вещами на выход и с помощью пресловутых фейерверков сама отыскивает брошенного жениха – зачатки эмансипированной женщины дают о себе знать. На этом историю можно было бы и закончить, однако сказка должна быть сказкой, ведь в женском сердце между хорошим и любимым всегда побеждает второй. И не потому что плохой, а потому что этот второй открыл ей ее саму: мудрую, жертвенную, любящую, страстную и по-прежнему упрямо верящую в чудеса. Можно не быть буддистом, чтобы понять: если уж угораздило влюбиться в дракона, надо просто это принять, ведь принятие убивает страх. Впрочем, "Он – дракон" заставляет принять и еще одну важную вещь: отечественное кино может быть непошлым, удивительно красивым и по-хорошему наглым и смелым, таким, что пресловутые "Сумерки" ему и в подметки не сгодятся, хоть и стали прокатным хитом. Впасть в уныние от этого могут разве что продюсеры фильма – гигантские сборы вампирской саги картине Индара Джендубаева, скорее всего, тоже не грозят, остальные же могут только порадоваться и купить билет в кино. Кто-то, может, от души посмеется, а кто-то и поверит в красивую сказку. Редакция же Дней.Ру теперь верит в словосочетание "стильное российское кино" и ставит картине "Он – дракон" восемь баллов из десяти.