Жители Российской Федерации обладают правом доступа каждого гражданина к информации.
Это право закреплено в Конституции РФ.
Согласно части 2 ст. 24 Конституции, за гражданами закреплено общее право доступа каждого к информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
Основа права на доступ к информации содержится в ст. 29 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Кроме того, согласно Конституции РФ, гражданам гарантируется свобода массовой информации. Цензура СМИ запрещается.
Ряд экспертов в области правового регулирования СМИ считают, что сфера СМИ относится к так называемому "массово-информационному праву".
В настоящее время законодательство о СМИ охватывает около двадцати федеральных законов, большое число законов субъектов федерации, а также указы Президента РФ, постановления Правительства и других органов государственной власти.
Основной документ, регламентирующий деятельность СМИ в России, – это
Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", принятый 27 декабря 1991 года (далее – Закон о СМИ).
Следует отметить, что принятия Закона о СМИ в нашей стране не существовало правового акта, который регулировал бы общественные отношения, связанные журналисткой деятельностью.
Данный закон является основополагающим правовым документом в области СМИ. Все остальные законодательные акты обязаны соответствовать ему.
Закон о СМИ определяет механизмы создания и деятельности СМИ, права и обязанности журналистов, характер взаимоотношений редакций с гражданами и организациями. Закон также определяет ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации.
Положения Закона о СМИ распространяются как на средства массовой информации, учреждаемые и распространяемые на территории Российской Федерации и за ее пределами, так и на средства массовой информации, создаваемые за пределами РФ, но распространяемые на территории Российской Федерации.
В тоже время иностранцы и лица без гражданства, не имеющие постоянного места жительства в Российской Федерации, не могут выступать учредителями СМИ.
Закон о СМИ определяет средство массовой информации как "периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу, иную форму периодического распространения массовой информации".
Что касается сетевой журналистики, то в статье 8 Закона о СМИ говорится следующее:
"Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.
Таким образом, говоря о правовых основах деятельности сетевых СМИ, мы подразумеваем интернет-сайты, имеющие регистрацию в качества средства массовой информации.
Следующий правовой акт, имеющий прямое отношение к деятельности СМИ, является Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации".
Данный документ определяет правовые механизмы создания и использования информационных ресурсов и технологий, а также права субъектов, вступающих в информационные отношения.
В отношении сетевых СМИ, данный закон определяет такие дефиниции, как "сайт в сети Интернет", "страница сайта в сети Интернет", "сетевой адрес", "доменное имя", "провайдер хостинга" и другие понятия, применимые в сетевой журналистике.
Так, например, согласно данного закона, сайт в сети Интернет – это "совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети".
С недавних пор в этом законе прописаны взаимоотношения государства с блогерами. Так, с 1 августа 2014 года вступила в силу новая статья данного закона под номером 10.2 "Особенности распространения блогером общедоступной информации".
Отдельным правовым документом определяется порядке освещения деятельности органов власти в государственных СМИ.
В январе 1995 года был принят Федеральный закон "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации".
В соответствие с этим документом, сотрудники СМИ имеют право знакомиться с записями всех официальных мероприятий с участием Президента РФ, заседаний Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ и его президиума и снимать копии с них (кроме записей закрытых мероприятий).
В законе определяется порядок освещения официальной деятельности Президента РФ, Госдумы и Совета Федерации, Правительства РФ, высших судебных институтов страны в аудиовизуальных СМИ, учредителями которых выступают органы государственной или региональной власти.
Механизмы ограничения действия СМИ, в зависимости от степени нарушения или преступления, осуществленного средством массовой информации, присутствуют в ряде других федеральных законах, например, в Законе РФ "О государственной тайне", Федеральном Законе РФ "О коммерческой тайне", Федеральном законе РФ "О рекламе", Федеральном законе РФ "О персональных данных" и других правовых актах.
В сентябре 2000 года Президентом России Владимиром Путиным была утверждена Доктрина информационной безопасности.
Следует отметить, что Доктрина – это не закон или иной правовой документ, а совокупность официальных взглядов на цели и задачи обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Разработка доктрины велась на протяжении нескольких лет – с 1994 года.
Доктрина служит основой для формирования национальной политики, подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности государства, а также разработки целевых программ её обеспечения.
В Доктрине закреплены четыре основные составляющие национальных интересов России в информационной сфере.
Вопервых, это соблюдение конституционных прав и свобод человека в области получения информации и пользования ею. Обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма.
Вовторых, информационное обеспечение внутренней и внешней государственной политики страны.
Втретьих, развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок.
Вчетвертых, защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение национальных информационных и телекоммуникационных систем.
Международные отношения в сфере сетевых СМИ.
Россия как современное правовое государство соблюдает принципы и нормы международного права и международные договоры, заключённые и ратифицированные Российской Федерацией.
Эти принципы напрямую касаются СМИ, тем более, когда речь идет о сетевых СМИ, на которые, вследствие их расположения в сети Интернет, могут "заходить" как граждане нашей страны, так и иностранных государств.
В своей профессиональной деятельности сотрудники СМИ должны соблюдать нормы, по крайней мере, трёх международных документов, касающихся журналистов.
Первым по времени принятия и по значению правовым актом является Всеобщая декларация прав человека, провозглашённая ООН в 1948 году.
В статье 19 Декларации говорится о сути свободы информации:
"Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное их выражение; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию любыми средствами, независимо от государственных границ".
Впоследствии в международном праве возникли прецеденты, когда одни государства начали обвинять другие государства в том, что те не позволяют своим гражданам свободно получать и распространять информацию. Кроме того, критики Декларации ставили вопрос о правомерности защиты своих граждан от пропаганды войны, фашизма, насилия и т.п.
Вследствие этого Генеральной Ассамблеей ООН был принят Международный пакт о гражданских и политических правах в 1966 году.
В нём более подробно, чем во Всеобщей декларации прав человека, объясняется содержание свободы информации, а также определены ограничений на свободу информации.
И хотя в этом документе тоже сказано, что каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений и распространять их в любой форме, здесь же прописано то, что пользование этими правами налагает на человека особые обязанности и особую ответственность, которая заключается в том, что пользование правом на свободу информации может быть ограничено.
Кроме того, статья 20 данного Пакта позволяет государству запретить в своем законодательстве пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию над людьми.
Третий международный документ, который следует знать журналисту – это Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Европейская конвенция ратифицирована Россией и вступила в силу для нее 5 мая 1998 году. Согласно этого документа, Россия обязуется защищать права, установленные Конвенцией, в том числе право на свободу выражения и информации.
Статья 10 Европейской конвенции гласит:
"Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ".
Однако в этой статье говорится и об ограничениях данных свобод:
"Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определёнными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия".
Следует отметить, что российские журналисты в своей деятельности должны придерживаться этических норм деятельности СМИ, прописанные в международных пактах и хартиях.
Основополагающим международным документом является Международная декларация принципов поведения журналистов, принятая на Втором Всемирном Конгрессе Международной Федерации журналистов в Бордо в 1954 году.
Главный тезис декларации – "Уважение правды и права общества знать правду – первоочередной долг журналиста".
Кодекс этических норм Общества профессиональных журналистов, принятый в 1996 году, более подробно рассматривает области, в которых журналист может столкнуться с нравственным выбором.
В преамбуле документа обозначается то, что "добросовестный журналист – тот, кто честно служит интересам общества", а основные главы убеждают журналистов "искать истину и нести её людям", "сводить ущерб к минимуму", "действовать независимо" и "быть подотчетным". Профессиональная честность, согласно кодекса, – краеугольный камень, лежащий в основе доверия к журналисту.
Следует отметить, что не во всех зарубежных странах есть отдельные законы, регулирующие деятельность СМИ.
Так, например, в США, Канаде, Великобритании, Голландии, Испании, Австралии, и ряде других развитых стран, особого "массово-информационного права", о котором говорилось в начале лекции, не существует. В этих странах СМИ регулируются нормами гражданского и иного законодательства.
В странах с системой англо-саксонского права суды самостоятельно интерпретируют законы, там действует "прецедентное право".
Например, Верховный суд США сам может принимать различные решения, невзирая на сходство обстоятельств дел. В XIX веке в США был принят закон, который должен был защитить общество от непристойностей: почта не должна была распространять "непристойные материалы". Но какие материалы считать непристойными, закон не указал, и впоследствии рамки приличий менялись практически каждое десятилетие.
При этом, в некоторых западных государствах ограничивается сбор и распространение информации (например, английский закон о государственной тайне 1989 года).
В тоже время ряд европейский стран, конституции которых уделяют особое внимание свободе слова, имеют специальные законы о СМИ. Например, в Швеции закон о СМИ даже является конституционным. А, например, в Германии законы, регулирующие деятельность СМИ, принимаются региональными парламентами на местах.
Все лекции на Academ.media