О том, что, завоевав первую золотую медаль Олимпийских игр в Афинах, он станет пятисотым олимпиоником за всю историю отечественного спорта, стрелок Алексей Алипов даже не подозревал. И уж тем более, не мог предположить, что получит в подарок уникальное кольцо из черного золота с бриллиантом в один карат и гравировкой "Афины 2004".
Что чувствует человек, завоевавший первую на афинской Олимпиаде золотую медаль для России? Кстати, держали в голове, что это "золото" - 500-е в истории отечественного спорта?
Да нет, конечно, ни о чем таком я не думал! Что чувствует олимпийский чемпион? До последнего момента я держал свою финальную стрелковую серию под контролем, знал, что, попадая в двадцать третью мишень, становлюсь олимпийским чемпионом. В душе это радовало, но я старался не давать эмоциям взять верх, полностью сконцентрировался на стрельбе, что дало возможность установить олимпийский рекорд.
О чем вы думали, если в такие моменты вообще думается?
Накануне второго дня соревнований вообще не удалось уснуть, представлял, как все произойдет... А во время стрельбы мысли бывают всякие. И если начинаешь думать о деньгах, славе, это отвлекает. Если бы у спортсменов было более устойчивое финансовое положение, им не приходилось ломать голову над тем, где взять денег на хлеб насущный, на что прокормить семью, уверяю вас, они выступали бы на Олимпийских играх гораздо лучше. Поверьте мне, я это знаю по собственному опыту.
И у Любови Галкиной, и у Михаила Неструева «золото» уплыло на последнем выстреле...
Конечно, ребят было безумно жалко, но я старался гнать прочь невеселые размышления. Тем более, не повезло с первой попытки, повезло со второй. А мне надо было полностью погрузиться в олимпийский финал.
Алексей, ваш отец выступал на трех Олимпиадах, но так и не стал победителем. Получается - сын ответил за отца?!
Не совсем так. Хотя я отлично все понимал, знал, как это важно для моих родителей, хотел сделать им приятное. Но понял, что сделал это лишь с окончанием финальной серии.
Груз ответственности не давил?
Я выходил и делал то, что умею. Знал, что за мной страна, близкие мне люди, друзья, наконец. Не хотелось их подвести, и в этом плане было тяжеловато. Но какого-то особого психологического давления я не почувствовал.
Какая обстановка была на Олимпиаде? Многие спортсмены были недовольны размещением, условиями.
Это Олимпиада, где все спортсмены живут в равных условиях, питаются одинаково, отдыхают одинаково. Мы же приехали в Афины не на дискотеках гулять и не фильмы смотреть! В первую очередь - состязаться. И для этого как раз условия были приемлемыми. Я не понимаю тех спортсменов, которые начинают критиковать руководство, выражать недовольство по поводу отсутствия артистов или каких-то других развлечений. Надо надеяться на свои силы. А артисты и группа поддержки появятся в нужный момент и помогут тогда, когда посчитают это нужным.
Сейчас много говорят о проблеме допинга...
Скандалы разгораются не в первый раз на международной арене. Похоже, это становится для нас нормой. Я очень переживал, когда узнал, уже находясь в России, что у Ирины Коржаненко отнимают медаль. Жаль, у нас не такое большое количество золотых медалей, и когда их отбирают, это трагедия.
А не хотелось вернуться обратно, поддержать наших ребят в Афинах?
Думаю, мне лучше остаться здесь, где накопилось не мало важных дел. А что касается ребят, то я ездил их встречать в аэропорт, пожал каждому из них руку, поблагодарив за медали.
Кстати, лавровый венок вы сохранили? Знаю, что спортсмены некоторых стран из-за особого режима карантина вынуждены были его уничтожить.
Венок я привез домой, где он занял почетное место. При желании я всегда могу его продемонстрировать.
С отцом часто спорите на профессиональные темы?
В последнее время это происходит эпизодически. Если я считаю нужным, что-то не понимаю, спрашиваю. У него свои взгляды на стрельбу, у меня - свои. Так что, либо принимаю его слова, либо нет. У нас полное взаимопонимание в этом вопросе.
Вы как-то признались, что очень хотите, чтобы к вашему приезду ваша 10-месячная дочка заговорила...
Она и говорит что-то, только на своем, детском языке. Ребенок растет, развивается. Все должно быть своевременно, опережать события не стоит. Желания - это одно, действительность - другое.
Ирина Васильева