Авиакомпании неохотно делятся информацией, касающейся смерти своих пилотов, однако известно, что в основном это сердечный приступ или аритмия. Из-за того, что летчики испытывают постоянный стресс, в организме выделяется большое количество адреналина. В природе организма заложено, что в таком случае нужно либо убегать, либо догонять, но так как пилоты находятся на рабочем месте, сделать этого они не могут, что создает дополнительную нагрузку.
Говоря о смертности пассажиров, нужно учитывать тот факт, что зачастую они умирают уже далеко от самолета, поэтому трудно доказать связь между кончиной и влиянием негативных факторов полета. Но все же можно утверждать, что главной угрозой во время авиапутешествия является обычная гиподинамия.
В положении сидя увеличивается венозное давление в нижних конечностях. Вены растягиваются, и ноги начинают отекать из-за общего застоя крови, при котором ее жидкая часть выходит из сосудов в межклеточное пространство. Если человек здоров и отрицательное воздействие на организм не является систематическим, например, пассажир совершает перелеты длительностью до четырех часов не чаще двух раз в месяц, то ничего страшного нет.
Если пассажиру приходится летать чаще, диаметр сосудов стойко расширяется, замедляется кровоток, эритроциты слипаются, образуется тромб. Человек встает с кресла, кровоток резко ускоряется, и тромб устремляется к легким. Происходит закупорка – тромбоэмболия – легочной артерии, что может привести к летальному исходу. Проще говоря, смертельно опасно вставать после долгого пребывания в положении сидя.
Кроме проблем с венами, фактором риска являются все состояния, увеличивающие вязкость крови, поскольку они способствуют образованию тромбов. Это, например, воспаление легких, острые и хронические инфекционные и аутоиммунные воспалительные заболевания, послеоперационный период до трех недель, а также восстановительный период после инфаркта миокарда и инсульта, пишет "Российская газета".
Опасны также легочные патологии. При хроническом бронхите, астме, после перенесенного туберкулеза из-за увеличения плотности ткани легких нарастает давление в правых отделах сердца, в венах печени, брюшной полости, ног, что способствует тромбообразованию.
Универсальный совет для всех путешественников и людей, ведущих сидячий образ жизни: раз в час нужно подниматься с кресла и несколько раз вставать на носочки примерно в течение пять минут. Такая легкая гимнастика является лучшей профилактикой гиподинамии.
Есть стоит не позже чем за три часа до взлета. Следующий прием пищи стоит отложить на момент после приземления – при изменении атмосферного давления пассажира не будет тошнить.