Пассажиров, как водится, зарегистрировали, они прошли пограничный контроль и оказались в зоне вылета. "После этого начались странности. Сначала нам каждые полчаса говорили, что борт вот-вот будет и мы полетим. Около шести вечера сказали, что информация о полете появится позже. Потом, когда возмущенные пассажиры пообещали выйти на летное поле, сообщили, что из-за метеоусловий рейс отложен", – говорит жительница Кишинева Наталья, летевшая домой из бизнес-поездки. "Самолет не может лететь из-за погодных условий – сильный ветер на полосе", – объяснили газете "Взгляд" представители компании S7. Где именно имеет место сильный ветер, там не пояснили. Учитывая, что в московском аэропорту все другие самолеты спокойно взлетали и садились, скорее всего, речь шла о погоде в Кишиневе. Однако метеорологи информацию о нелетной погоде в Кишиневе не подтверждают. Более того, они заверяют, что в пятницу погодные условия в столице Молдавии отлично позволяли самолетам совершать взлеты и посадки. Скорость ветра была на допустимом уровне – 8–13 метров в секунду, а при таких условиях самолеты не могут летать, только если на взлетной полосе есть морось или гололед (12 декабря в Кишиневе на летном поле было все нормально: снега не было, а значит, не могло быть ни мороси, ни льда, говорят метеорологи). Стало быть, погода не могла помешать борту S7 вылететь из Кишинева, приземлиться в Москве, взять новых пассажиров и улететь обратно. "Обращались с нами по-хамски" Тем временем, по словам Натальи, пассажиры рейса почти до девяти вечера не могли покинуть зону вылета. "С женщиной лет тридцати случилась истерика. Она летела на похороны отца и, видимо, не могла даже и подумать, что может на них опоздать", – рассказывает Наталья. По ее словам, после десяти часов, проведенных в ожидании, еще около 30 пассажиров рейса 157 были готовы устроить протесты в аэропорту. S7 от крупного скандала спасло то, что наиболее разгневанные пассажиры успели купить билеты на рейс "Эйр Молдова", вылетевший в Кишинев по расписанию в 22.55. Отметим, кстати, что на борту "Эйр Молдова" было более 30 свободных мест, но представители S7 никого из ожидающих пассажиров об этом не информировали. "Обращались с нами по-хамски", – рассказывает Лариса Орманжи. Она летела в Кишинев по делам своей компании, и ей пришлось срочно перекраивать график переговоров на субботу. "Надеюсь, это не приведет к финансовым потерям моего бизнеса, в любом случае теперь мне придется работать в режиме нон-стоп всю поездку", – говорит Орманжи. Объявив, что рейс откладывается до утра, пассажиров разбили на две группы и предложили отправиться в подмосковные отели: одна гостиница находилась в Подольске, вторая – рядом с аэропортом. Лариса, Наталья и еще около 10 человек заверениям компании S7 о том, что утром вылет непременно состоится, не поверили: они сдали билеты и улетели в 10 утра субботы на "Эйр Молдова". Как выяснилось, они были правы: рейс S7 на Кишинев в субботу ушел точно по расписанию – в 14.25. Правда, от заявленного в пятницу времени вылета прошли ровно сутки. Перевозчикам это выгодно Российские авиапассажиры бесправны перед авиакомпаниями, рассказала газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. По ее словам, Воздушный кодекс РФ предусматривает, что в случае задержки рейса пострадавшие могут рассчитывать на компенсацию из расчета 25 рублей за каждый час ожидания, но при этом общая сумма компенсации не может превысить 50% от стоимости билета. То есть в случае с задержкой рейса S7 на сутки потрепанные нервы и унижение пассажиров оценили бы в 600 рублей (для сравнения: в Европе закон обязывает авиаперевозчиков выплачивать каждому пассажиру от 250 до 600 евро за задержку рейса). "За такими небольшими компенсациями, разумеется, никто не идет, даже если до этого в аэропорту пассажиры были готовы камня на камне не оставить от авиакомпании", – говорит Тюрина.
Более того, правила прописывают, что авиакомпания должна через два часа с момента задержки дать пассажирам питьевую воду, еще через два часа обеспечить горячим питанием, но нет ни слова о том, какие санкции будут применены к авиаторам, если они этого не сделают. Поэтому многие, желая сэкономить, не выполняют регламент, говорит Тюрина. Конечно, пассажир может подать в суд на авиакомпанию, причинившую ему неудобства. Для этого надо найти представителя перевозчика в аэропорту и поставить отметку о задержке рейса. Но на деле это сделать крайне тяжело, потому что, как правило, в трудную минуту этих представителей найти сложно. Кстати, добавляет Тюрина, если бы персонал многих российских авиакомпаний с участием относился к пассажирам, те спокойно переносили бы сидение в аэропорту. "Часто людей раздражает не факт задержки, а то, что их держат в неведении и всячески игнорируют", – говорит Тюрина. Как рассказал советник руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Сергей Извольский, "часто авиаперевозчики переносят время вылетов и по объективным причинами, но недобросовестность отдельных перевозчиков – одна из распространенных причин таких переносов". И судя по всему, в ближайшее время ситуация не изменится – перевозчикам это выгодно. По крайней мере тем, кто, как S7, не особо заботится о том, как отнесутся к происходящему пассажиры (они же потенциальные клиенты). Между тем на днях Росавиация объявила, что собирается ужесточить правила выдачи авиакомпаниям сертификатов на осуществление перевозок. Ожидается, что это приведет к усилению конкуренции среди авиаперевозчиков, говорит Извольский. Тем более, что эксперты прогнозируют в 2009 году снижение объема пассажиропотока на 10%. По словам Извольского, в средних и крупных городах России у авиапассажиров всегда есть возможность выбора перевозчика, поэтому клиенты будут голосовать рублем за комфорт и надежность перелета. По материалам деловой газеты "Взгляд"