партнеры
Четверг
24 сентября
Лента новостей

Регионы
Экотехнопарк

Экотехнопарк "Шиес": взгляд с другой стороны

Фото: Агентство городских новостей «Москва»/Кирилл Зыков
Когда в июле 2018 года начались первые работы по реализации проекта Экотехнопарк "Шиес", они встретили множество негативных откликов от местных жителей и активистов, а также получили большой резонанс в прессе. Споры и горячие обсуждения проекта продолжаются до сих пор. Разбираемся в природе этого сопротивления и вспоминаем, как возникали и были восприняты различные реформы и нововведения, без которых тяжело представить современную жизнь. 
прочитано 3149 раз

Наш мозг не заинтересован в изменениях

Внедрениям инноваций человечество сопротивлялось всегда. Как подсчитали исследователи, минимум 47% новшеств проваливается по причине их негативного восприятия. И дело вовсе не в самих нововведениях, а в устройстве мозга человека и том, как он воспринимает все новое.

ПО ТЕМЕ

Мозг – центральный орган нервной системы. И как любой орган, он функционирует по своим законам и правилам, которые необходимо учитывать. Например, изменения или любые перемены всегда будут стрессом для нашего мозга, выходом из зоны комфорта. Иногда требуется очень много времени, чтобы мозг начал привыкать к новому и положительно воспринял нововведения. Поэтому в мире такой маленький процент принятия инноваций.

В США провели исследование и выяснили, что при ежегодном выводе на рынок около 30000 наименований новых продуктов, от 70 до 90% на полках не задержится более года. Настолько наш мозг консервативен и стремится не впускать ничего нового. Ведь новое – это неизвестное, а неизвестность несет опасность, – так рассуждает наш мозг.

Поэтому на протяжении развития человечества можно найти столько примеров того, что какими бы ни были разработки, новшества или нововведения – они далеко не всегда были восприняты современниками должным образом. Предлагаем вспомнить некоторые такие факты.

Как тормозился прогресс в России и за рубежом

Пример 1. В 1797 году британский механик и изобретатель Ричард Тревитик изобрел паровоз. Его испытания прошли успешно, но будущие пассажиры – и даже некоторые ученые – изобретение восприняли настолько агрессивно, что внедрение в эксплуатацию пришлось отложить.

Высказывались убеждения, что при движении паровоза невозможно дышать и все, кто будет находиться в вагоне, умрет от удушения. Или как минимум сойдет с ума. А ученые поддерживали сомнения и опасения, высказывая предположение, что при развитии скорости более чем 40 километров в час пассажиры получат сотрясение мозга. Протесты приобрели настолько активный характер, что были предприняты попытки разрушить железную дорогу.

Понадобилось много лет, чтобы суеверия и предрассудки уступили место здравому смыслу, и сейчас без изобретения Ричарда Тревитика невозможно представить развитие современного технического прогресса.

Пример 2. Когда венгерский врач Игнац Филипп Земмельвайс в середине 19 века пытался ввести во врачебную практику элементарные гигиенические процедуры – такие, например, как мытье рук врачом перед операцией и обеззараживание инструментов – это было воспринято его коллегами как несерьезное нововведение, лишь отнимающее время у докторов. Только спустя несколько десятилетий до коллег Земмельвайса наконец дошло, что высокая смертность среди прооперированных пациентов во многом связана с бактериями, которые попадали в организм с рук лечащего персонала и с инструментов.

Пример 3. Русский военный, контр-адмирал Александр Фёдорович Можайский в 1882 году протестировал первый в мире самолет, который сам же изобрел. Этот летательный аппарат даже пролетел небольшое расстояние и был вполне успешным прототипом современных самолетов. Но правительство не выделило средств на дальнейшие разработки и испытания, свои же средства у Можайского к тому времени закончились. Только в 20 веке изобретение контр-адмирала наконец оценили, и оно получило бурное развитие.

Пример 4. Американский ученый Роберт Годдард в начале 20 века выдвинул идею создания многоступенчатой ракеты – когда по мере сгорания топлива пустые баки отбрасываются, таким образом масса ракеты уменьшается и у нее появляется возможность разогнаться до высокой скорости. Годдард также предположил, что полет на Луну вполне реален. Но его высмеяли в научных кругах, а всего через полвека человек впервые высадился на Луне.

Также подверглись сомнениям – а иногда и откровенным гонениям – создание первого печатного станка и первой паровой машины, кинематографа и телефона, телевидения и компьютера. И это мы вспомнили лишь маленькую долю того, что в свое время было не принято или отвергнуто человечеством.

Почему в России возник "мусорный кризис"

После Великой Отечественной войны население России настолько обнищало, что довольно долгое время в СССР не возникало проблем с утилизацией мусора – утилизировать было особенно нечего. Рост доходов и благосостояния наметился в 1960-х годах, и правительство оперативно на это среагировало: с одной стороны, ученые разработали новые технологии по утилизации мусора, с другой – активно стал пропагандироваться сбор вторсырья – металла, стекла, макулатуры.

Распад Советского Союза и уход от социалистической модели развития общества сказался в том числе и на проблеме с отходами. После переходного этапа бурными темпами мы стали двигаться к чрезмерному потреблению, что привело к переполнению старых полигонов, где утилизировался или где производилось захоронение мусора.

Уже к 2000-м годам проблема встала довольно остро. С началом эпохи перепотребления стало понятно, что если не заняться серьезным реформированием системы утилизации твердых коммунальных отходов (ТКО), то вскоре это приведет к экологической катастрофе.

Фото: www.globallookpress.com

Каков масштаб проблемы на сегодняшний день

Сегодня каждый наш соотечественник в день выкидывает в среднем 1 килограмм мусора. Это привело к тому, что ежегодно в России появляется от 60 до 70 миллионов тонн ТКО. То есть, на протяжении последних 20 лет количество производимого нами мусора увеличилось практически в два раза. А "накопления" – бытовых и промышленных отходов – сейчас в нашей стране составляют не менее 43 миллиардов тонн. Причем значительная часть отвозится на полигоны и свалки практически без сортировки, а также без обезвреживания.

При этом площадь свалок и мусорных полигонов каждый год также увеличивается в устрашающих масштабах. Еще буквально 5 лет – и если ничего не изменится, то мусор вывозить будет некуда.

С этим согласна исполнительный директор "Российского экологического общества" Юлия Филаткина:

"Поскольку до настоящего времени этой проблемой у нас никто серьезно не занимался, подавляющая часть отходов попадала на мусорные полигоны, которые сейчас переполнены. Кроме того, нет места для строительства новых полигонов, по крайней мере вокруг мегаполисов. Особенно что касается московского региона – Москвы и Московской области". 

Как решать проблему

Москва генерирует около 1/5 всех ТКО России, в то время как подмосковные полигоны исчерпали свои ресурсы еще в последних десятилетиях прошлого века.

По мнению Филаткиной, проблема требует оперативного и системного подхода:

"На это направлены изменения в действующем законодательстве: проект Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ряд нормативно-правовых актов, которые запрещают захоранивать определенные виды отходов и призваны стимулировать их утилизацию, целый ряд положений о расширенной ответственности производителей. Все эти меры направлены на то, чтобы наладить систему утилизации отходов, то есть вовлечения этих отходов во вторичный оборот, для того чтобы снизить потребление первичных ресурсов и уменьшить образование смешанных ТКО".

По ее мнению, одним из оперативных решений может стать строительство мусоросжигательных заводов с термическим обезвреживанием ТКО. Такая практика распространена в Европе, в частности, в Германии, на которую ориентируется Россия в плане корректировки законодательства об отходах, отметила эксперт.

"Но на сегодняшний день количество утилизируемых отходов очень незначительно, особенно по сравнению с теми объемами, что попадают на полигоны, плюс учитывая период, который понадобится для налаживания этой системы", – подчеркнула Филаткина. Решение проблемы возможно, но потребует времени, считает она.

Фото: www.globallookpress.com

Новые подходы

На фоне мусорного кризиса все больший интерес вызывает проект Экотехнопарка "Шиес". Он призван разгрузить столицу от мусорного нашествия, а также помочь с этой проблемой Архангельской области, в которой также процветает кризис утилизации мусора.

"Шиес" основывается на новой для России технологии. Ее суть заключается в следующем: те компоненты ТКО, которые невозможно утилизировать, сортируются и проходят глубокое прессование. Затем вторичное сырье направляется на переработку, а спресованные кипы неутилизируемых твердых коммунальных отходов упаковываются в герметичную пленку и размещаются на современном полигоне, который оборудован таким образом, что никакие негативные воздействия окружающей среде не страшны.

Срок эксплуатации "Шиеса" – 20 лет. После этого ландшафт объекта будет восстановлен, а воздействие на окружающую среду разработчики экотехнопарка обещают минимальное.

Как налаживаются коммуникации

В начале реализации проекта по строительству "Шиеса" с точки зрения психологии была допущена серьезная ошибка: жители Ленского района не были основательно подготовлены к новому проекту, не привыкли к нему до начала его реализации. В результате пошла активная волна сопротивления и это логично, считает Филаткина. "Вполне понятно беспокойство общественности, в связи с тем, что в регион поступит большое количество отходов, образованных не в этом регионе", – сказала эксперт.

Сейчас руководители проекта учли свои недоработки и начали активное взаимодействие с жителями Архангельской области. На данный момент уже 20 групп детей провели каникулы в Москве, для них в Ленском районе строятся новые спортивные и детские площадки. Совместно с местной администрацией ремонтируются школы, садики и детские дома.

Компания "Технопарк" организовала бесплатное медицинское обследование и лечение более 1000 жителей региона в московских клиниках. Начали работу информационные центры, где любой житель может получить исчерпывающие ответы на свои вопросы.

Найти оптимальное и эффективное решение проблемы с отходами в России – задача невероятно сложная. Будем надеяться, что Экотехнопарк "Шиес" выполнит все свои цели и внесет значительный вклад в мусорную реформу нашей страны. Ну а мы будем наблюдать за развитием событий и рассказывать обо всем важном и значительном.

комментарии

Ответить:

ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТЬ

Гость
полная бредятина!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!сваливание мусора в чужой огород без диалога........наверно мало информированы.............95 процента жителей против!!!!!!!!!!!это наверно экотехнопарк вам бабло дал за чушь!!!!!!!!плохо автор даже разбирается и в квотах и льготах..........
Гость
Бред какой-то, какие технологии, что нового в сваливании мусора к соседям? Да, соседи против, чтоб их землю загадили, это нормально, и не надо шипеть на них - это не их проблемы, не их мусор. Это результат деятельности московских властей, пусть они их и решают. Просто на это дело были растащены огромные деньги не только москвы, а всей страны, и теперь мусор надо куда-то девать, иначе придётся срочно продавать домики на рублевке и в барвихе, и искать тихую страну в дальнем заграничье. И все бы хорошо, но там этих товарищей теперь не любят, а значит можно жизнями пары миллионов жителей севера пожертвовать, чтобы москвичи не спросили «Где деньги, Зин?».
Гость
Хорошее сравнение, паровоз и свалка. Для информации, ответ администрации президента-«На Шиесе не строится и какой экотехнопарк, это хранилище отходов. На данный момент нет ни одного экотехнопарка и идёт разработка требований к ним. В экотехнопарке должен быть нулевой выход отходов». Так что господа из московских мусорщиков, не обманывайте жителей, не только Архангельской области , но и остальных. Жители области давно поняли ваши «бусы» аборигенам. Ешьте сами
Гость
Какие технологиею предлагают мусорщики? Да ни каких! Просто собирались сваливать московский мусор за 1200 км, облагались и теперь приводят ассоциации не соответствующие ни логики ни простому размышлению. Какие же собирались отмыть деньги и собираются до сих порю если топливо доставлялось вертолетом. Полпред по СЗ федеральному округу это сам проталкивает. Как же так не хотят работать на московской говносвалке жители Архангельской областью значит американские наймиты, не лижут задницу ЕдРисне, вот же <цензура>.
Поморье
Никакой реформы по факту нет, есть ложь и профанация!
Гость
Это за наш счет еще и хвастают, что что-то детям капнули! Вам велено убираться пока по-добру, по-здорову с хозяйской земли!!!
Кыш, пернатые обезьяны!
1