С самого начала избирательной кампании Кремль четко дал понять, что не желает повторения 2011 года и не будет гоняться за высокими процентами, сделав абсолютным приоритетом доверие граждан. И для усиления доверия было сделано достаточно много, отметил Олег Матвейчев.
"Во-первых,
начиная с конца 2012 года, стартовала политическая реформа. В итоге
государственную регистрацию в России прошли 77 партий, 14 из них получили право
участвовать в думской кампании", – подчеркнул политолог. Также вернулись одномандатные округа.
Кроме того, "Единая Россия" за три месяца до начала выборов запустила кампанию по проведению внутрипартийных выборов, напомнил Матвейчев. После них списки партийных кандидатов обновились почти на две трети.
"Уже сейчас можно прогнозировать, что партию власти в Госдуме будет представлять обновленная элита, чего нельзя сказать о других парламентских структурах: ЛДПР, КПРФ и "Справедливой России". Там кадровая скамейка оказалась значительно уже"
Наиболее сложная ситуация с новыми лицами – в КПРФ. Это вылилось в невысокий процент на выборах (около 14%), отметил эксперт.
Партия власти сделала акцент на людях. В народ отправились одномандатники. "Успешными оказались те кандидаты, которые искали региональную и местную повестку, активно встречались с гражданами, что называется во дворах, получали от них обратную связь, предлагали решение проблем, – пишет Матвейчев на страницах "Независимой газеты". – Прямой открытый диалог с людьми, безусловно, играл на повышение узнаваемости и доверия".
По мнению политолога, о рейтинге партии власти почти не было нужды заботиться. Президент изначально демонстрировал поддержку "Единой России".
"Единороссы взяли за основу своей программы майские указы главы государства, проанализировали, что удалось сделать, а что еще предстоит, и предложили план действий по ключевым темам развития государства, экономики и общества. Таким образом партия власти продемонстрировала готовность нести ответственность за проекты, программы и курс, который инициирует Владимир Путин"
Какие выводы можно сделать из состоявшейся избирательной кампании? Очевидно, что она стала своеобразным тестом обновленной политической системы и подтвердила ее работоспособность. "Всего за пять лет политических реформ удалось сформировать новое качество, архитектуру и дизайн политической системы, – подчеркнул Матвейчев. – Более высокие стандарты конкурентности, открытости и легитимности были достаточно сложной задачей, однако ее удалось решить".
Уже сейчас с высокой долей вероятности можно прогнозировать, что в Госдуме будет образовано конституционное большинство. Составлять его будут не только единороссы, но и представители других партий, преодолевших пятипроцентный барьер: ЛДПР, КПРФ и "Справедливая Россия". Они составляют костяк так называемого крымского консенсуса, напомнил политолог. Парламентские партии поддержали решение главы государства в 2014 году о воссоединении Крыма с Россией.
"На состоявшихся выборах партии "крымского консенсуса" получили в Крыму и Севастополе очень высокие проценты. Таким образом, можно считать, что жители острова еще раз подтвердили результаты референдума 2014 года"
Конструктивный диалог парламентских фракций в Госдуме относительно стратегических вопросов развития страны и ее суверенитета должен продолжиться, уверен Матвейчев. По его словам, ряд экспертов назвали нынешние парламентские выборы скучными.
"Есть ли в данный момент у людей потребность в политическом шоу? Судя по всему, нет. Избиратель стал более требовательным – популистские, несбыточные обещания его больше не устраивают"
Все это заставляет партии более ответственно относиться к составлению избирательных программ. "Выборы становятся инструментом выражения демократии. Это, безусловно, свидетельствует о том, что демократия в России становится более взрослой и зрелой, а общество – более подкованным политически", – заявил эксперт.
Благодаря выборам в одномандатных округах в Госдуме появятся представители партий, не сумевших преодолеть заградительный пятипроцентный барьер. "Так что число политических сил в парламенте явно превысит цифру четыре и может варьироваться от пяти до восьми, – считает Матвейчев. – Появление новых лиц сделает нижнюю палату парламента, несомненно, более сбалансированной и отвечающей федеративному характеру государства".