Порошенко и Минкультуры Украины продолжают удивлять не только простых граждан, но и спецслужбы. Президент утвердил поправки в закон о запрете показа российских фильмов: теперь под него подпадают все картины, снятые после 1 января 2014 года. Происходящее все больше напоминает "культурную революцию".
Прежде чем возмущаться культурными инициативами украинской власти, попробуем разобраться, что делают Петр Порошенко и его Минкультуры. Может, это гениальный политический ход – а мы тут беремся с ходу его критиковать. Не будем столь предвзятыми. Ведь запретили-то фильмы до 2014 года выборочно, всего 376 кинолент. А вот начиная с 2014 года производства – все российское кино под запретом!
Определенная логика в таком подходе прослеживается. Неизвестно, понимают ли это Порошенко и Кирилленко, но получается, что они признали: до определенного срока у двух государств было что-то общее. То, что их объединяло. Наверное, это все же была культура, поскольку степень объединенности определяло именно Минкультуры. Но в 2014 году что-то произошло, и этот фактор (по крайней мере, с точки зрения Порошенко – Кириленко) исчез.
Вот она что делает, сила евромайданная образца 2014-го! Тысячелетнюю культурную общность – как языком слизнуло. Правда, к такому рывку молодое поколение долго готовили, демонстрируя украинцам "правильные" фильмы, например о всепобеждающей силе демократии и американского оружия или о "бандеровцах-освободителях".
Надо сказать, что хитрую систему, по которой попадали под запрет фильмы из списка "до 2014-го", не смогли раскусить не то что культурологи в Нацсовете по телевидению, но даже умудренные опытом контрразведчики из СБУ. И те и другие в конце концов признали свое бессилие и обратились к главе Минкультуры Кириленко с просьбой прояснить критерии отбора в черный список.
Ну, кое-что понятно: в законе, который Порошенко подписал в апреле 2015 года, запрещен показ фильмов, "популяризирующих силовые структуры России". Россия, естественно, называется страной-агрессором. А в декабре прошлого года Минкультуры опубликовало перечень, в который вошли 83 деятеля, "создающие угрозу национальной безопасности государства". В него попали известные российские актеры, в том числе Валентин Гафт и Олег Табаков. Демонстрация фильмов, сериалов и передач, где фигурируют лица из черного списка, запрещена.
Олега Табакова в ипостаси мисс Эндрю (из фильма "Мэри Поппинс, до свидания!") бояться властям в Киеве стоит: такая быстро порядок наведет и всех по углам расставит. Но Лепс-то с Депардье чем не угодили? А просто чтобы сравнивать не с чем было. Чтобы был вокруг граждан Украины ровный культурный фон – с вышиванками, копанием украми Понта Эвксинского и периодическим проходом у горизонта эсминца "Дональд Кук" – как символа поддержки "мировым сообществом" борьбы украинского народа за демократию.
Кстати, методы не с потолка взяты и не вчера придуманы. В наличии почти все элементы "культурной революции", которой запомнились 1950-1960-е годы в Китае. Тут вам и "хунвейбины" в лице всяких "Правых секторов*", батальонов "Азов" и иже с ними. Борются они с инакомыслящими всеми доступными методами – от "мусорных люстраций" до тривиального убийства. И, вроде бы, власти с ними ничего сделать не могут – просто ребята очень уж болеют за свою страну. Ну и с их же помощью массовый террор обеспечивается: теле– и радиоканалы методом кулачного убеждения заставляют говорить только "украинскую правду", региональные администрации тоже в страхе перед возможным нашествием "культуртрегеров" живут.
Но не все так плохо, как может показаться на первый взгляд. Есть еще порох в украинских пороховницах. И разум сохранился там, где ему положено быть, – в данном случае в Нацсовете по телевидению. Его глава Юрий Артеменко обратился к министру культуры Вячеславу Кириленко с письмом. "Только через эпизодическое участие лиц, которым запрещен въезд в Украину, под табу попали известные киноленты советских времен, оскаровские лауреаты и даже фильмы, созданные украинскими художниками. Это не только дискредитирует работу государственных органов в обществе, но и наносит вред Украине на международном уровне. Минкульт создает искусственно систему цензуры", – отмечается в послании. Так что, надежда на просветление есть. Только бы "хунвейбины" Порошенко все не испортили.
21 апреля 2016, 12:30
Петр Порошенко. Фото: GLOBAL LOOK press/Andreas Gebert