Обязанности премьера Украины тяготили Арсения Яценюка. По крайней мере, его заявление об отставке оставило именно такое впечатление. "С сегодняшнего дня вижу свои задачи шире, чем полномочия руководителя правительства", – заявил он и пообещал внести прошение об отставке в Раду 12 апреля. Это заставило представителя МИД России Марию Захарову неофициально (в Facebook) заподозрить Яценюка в космических амбициях.
Окружение премьера своего героя превозносит. Команда утверждает, что Яценюк "принес себя в жертву" украинскому президенту, отвлек внимание от офшорного скандала, который разгорается вокруг главы государства. Напомним, что Петр Порошенко оказался одним из героев истории с "панамскими документами": из них следовало, что он не выполнил обещания избавиться от кондитерской компании, просто переоформив ее на подставную фирму.
Заявляя о своей отставке, Яценюк сказал:"С сегодняшнего дня вижу свои задачи шире, чем полномочия главы правительства""....Опубликовано Марией Захаровой 10 апреля 2016 г.
Итак, отставной премьер намерен расширять горизонты своего творчества – весьма, надо сказать, неоднозначно оцененного украинцами. Но мир все еще жесток, гениев при жизни не понимают, а за некоторые художества и посадить могут. Поэтому Яценюку рекомендовали не уходить "в пустоту", а занять какую-нибудь должность – хотя бы главы Нацбанка. Это чтобы обезопасить себя от преследований, которые герою гарантированы, пишут украинские СМИ. Однако было решено, что объединение "Народного фронта" Яценюка с "Блоком Петра Порошенко" в новой коалиции станет достаточной гарантией неприкосновенности. Если на экс-премьера заведут уголовное дело, его партия тут же выйдет из коалиции, что приведет к необходимости досрочных выборов. А этого "БПП" боится, так что Порошенко будет очень стараться, чтобы Яценюка не трогали.
А вот взгляд на события с Запада. Заявление премьер-министра Украины об отставке открыло новый период политической неопределенности в стране, пишет New York Times. Яценюк, наряду с президентом Петром Порошенко, пользовался внушительной западной поддержкой: там предполагали, что эти два политика будут поддерживать баланс власти. Однако президент и премьер продемонстрировали неспособность работать вместе, и тут западные союзники встали на сторону Порошенко, вынудив Яценюка уйти, отмечает издание.
Доверие Запада к Яценюку испарилось из-за его многочисленных провалов и скандалов с его участием. Он не только не смог справиться с финансовыми и политическими проблемами Украины, но и сам способствовал их усугублению, потакая коррупции и усиливая власть олигархов, без которых не решал ни одного важного вопроса, подчеркивает автор статьи.
"Он не смог избавиться от привычки консультироваться с олигархами по поводу каждого решения", – заявил глава фракции "Блок Петра Порошенко" Юрий Луценко в телефонном интервью New York Times.
"В конце концов Арсений Яценюк стал символом безысходности, которая постигла Украину после того, как время оголтелых проевропейских движений закончилось", – заключает издание.
Интересный поворот. Все поняли, что New York Times называет "оголтелыми проевропейскими движениями"? Это то же, что раньше в западных СМИ называлось "движением за свободу и демократию"? Или мы чего-то не знаем?
Кандидаты на пост премьера Украины те же, что и были: спикер Верховной рады Владимир Гройсман и министр финансов, гражданка США Наталья Яресько. У последней сторонников в Раде немного. А вот если следующим главой правительства станет Владимир Гройсман, то, по мнению украинских политологов, вся ответственность за происходящее в стране автоматически ляжет на администрацию президента. Ведь Гройсман – представитель партии Порошенко.
Свое объяснение перестановкам в верхах представил депутат Верховной рады от "БПП" Сергей Лещенко в эфире одного из украинских телеканалов. По его словам, была достигнута договоренность между Коломойским, Порошенко и Яценюком, а также "в формате Ахметов – президент – Яценюк" при участии главы фракции "БПП" Игоря Кононенко. "Я думаю, что Коломойский получит реструктуризацию своих обязательств по ПриватБанку, возможно, будет найден компромисс по его обязательствам по "Укрнафте", – сказал Лещенко.
По его данным, Ахметов в обмен на отставку Яценюка получит некие преференции по своим компаниям в энергетической сфере. В частности, как утверждает Лещенко, уже было принято решение о повышении стоимости угля для тепловых электростанций, а также готовится схема по выкупу Ахметовым государственных долей в энергетических компаниях, где у него контрольный пакет, в частности в "Днепроэнерго", "Киевэнерго".
"Будет приватизация. И, вместо того чтобы выставить на общие торги, есть такой план – превратить компании из публичных акционерных обществ в закрытые акционерные общества. Право выкупа будет у тех, кто уже является акционером", – указал депутат, отметив, что стоимость при этом будет занижена. То, что будет происходить в энергетической сфере, Лещенко называет большим театром.
Только в целом украинский театр не то что до Большого, но даже до провинциального ДК не дотягивает. Актеры-то относятся к своим ролям серьезно и даже считают себя режиссерами. Так оно и бывает во всех марионеточных правительствах: им хозяевами привито чувство собственного величия, для большей достоверности. Это к вопросу о логичности всего происходящего в стране. Какая уж тут логика, когда действующие лица даже промежуточных целей сценаристов не знают – и озабочены больше всего тем, как выйти из этого "бизнеса" с наименьшими потерями.
Ну а Яценюк… А что Яценюк? Его роль уже определили. Как сказал российский сенатор Константин Косачев, это козел отпущения, на которого теперь можно списывать все и вся. А вице-премьер Дмитрий Рогозин на своей странице в Facebook отметил: "Сломался. Унесли в офшор". И сопроводил пост соответствующей картинкой.
Сломался. Унесли в офшорОпубликовано Dmitry Rogozin 10 апреля 2016 г.