Появлению секретных материалов в Москве способствовал вооруженный переворот на Украине, а также смекалка бывшего главы Службы безопасности Бориса Березовского Сергея Соколова."Это было место непуганных идиотов, простите за выражение, где можно было размещать почтовые сервера. Рекомендовали это кураторы ЦРУ, которые вели проект. Мы вывезли около 60 серверов, на которых собрано огромное количество переписки и документов. И есть абсолютные доказательства их связи и их деятельности – что бы сейчас ни сказал Навальный, что бы сейчас ни сказал Браудер", – заявил Сергей Соколов.
Среди сотен тысяч файлов – агентурные донесения сотрудников ЦРУ и Секретной разведывательной службы Великобритании, известной как MI6. "23 декабря 2007 года. Главе Секретной разведывательной службы А. Белт. Отчет агента Соломон об окончании изучения Навального и присвоении ему псевдонима Фридом. Состоялся разговор по зашифрованному каналу связи между сотрудником CРС (SIS) и агентом Соломон. Агент получил согласие на конфиденциальное сотрудничество с Алексеем Навальным. Навальному необходимо организовать финансовую поддержку для выполнения его задач в рамках специальной операции "Дрожь" по подрыву действующего конституционного строя в Российской Федерации. Навальному присвоен псевдоним Фридом".
Агент Соломон – это Уильям Браудер, глава фонда Hermitage Capital, вдохновитель "акта Магницкого" и признанный судом мошенник, сколотивший миллионы в России 90-х. Свой псевдоним для агентурной работы, судя по донесениям, Браудер получил еще до переезда в Москву.
Операция "Дрожь" – на английском звучит как Quake – к который спецслужбы привлекли и Соломона, и Фридома, разработана в Лэнгли еще в 1986 году. Документы с грифом "совершенно секретно" подписаны тогдашним директором ЦРУ Уильямом Кейси. На титульном листе – главная цель: "изменение конституционной и политической системы в Восточной Европе и СССР".
Задачи расписаны подробно: изменения в политической и конституционной системе государств, достижение контроля над финансовыми потоками и извлечение активов из экономик развивающихся стран, проведение мероприятий под общим кодовым названием "Дрожь". СССР разрушен четверть века назад, но операция "Дрожь" до сих пор не свернута.
"Браудер распространяет ложь, и вся его компания основана исключительно на лжи. Навальный является его учеником и продолжателем всех его идей. Они отчасти работают вместе, работают параллельно. Они совершенно смотрят в одну сторону", – отметил Павел Карпов, бывший следователь Главного следственного управления ГУВД Москвы. Это один из тех сыщиков, кто разворошил осиное гнездо Браудера. Вскрыл схемы ухода от налогов и незаконной скупки акций в России под крышей фонда Hermitage Capital.
Первые контакты Уильяма Браудера и Алексея Навального наметились в феврале 2006 года. Браудер уже больше года невъездной в Россию. Навальный – молодой активист московского отделения партии "Яблоко". Браудер рассыпается комплиментами в адрес Навального и уговаривает заняться вместе с ним "гринмэйлом" – так называют корпоративный шантаж. Навальный долго сомневается.
"Давайте я предельно откровенно сформулирую то, что хочу предложить. Я научу вас "держать за яйца" монстров российской экономики. Скоро вы станете героем миноритариев и сможете сделать себе репутационный капитал. Возможно, и политический. Взамен я попрошу вас поддержать меня, когда мои проблемы выйдут наружу. Я ясно выражаюсь?" – спрашивает Браудер Навального.
Спустя полгода переписки глава Hermitage Capital добивается результата. Инструкции следуют одна за другой. Необходимо приобрести пакеты акций крупных компаний, чтобы оказывать на них давление. В списке – "Газпром", ВТБ, "Роснефть", Сбербанк, "Сургутнефтегаз", "Лукойл".
"Уильям, спасибо за совет. Но чтобы воспользоваться им в полной мере мне, как вы понимаете, кое-чего не хватает", – пишет Браудеру Навальный. Очевидно, что речь о деньгах. С ними проблем не будет, обещает Браудер. "С вами свяжется господин по фамилии Ашурков", – сказал Браудер. Позже банкир Владимир Ашурков расскажет, что стал помогать Навальному, прочитав записи в его блоге. Блогер Навальный действительно набирал обороты. Финансировали его щедро.
"Агент Фридом был ознакомлен с первым этапом секретных мероприятий по обличению фактов коррупции и хищений российских государственных активов. Для реализации первой фазы плана агенту Фридом выделено финансирование в размере 100 миллионов рублей. Первая часть денежных средств в размере 7 миллионов рублей будет переведена нашему доверенному лицу из Московской Хельсинской Группы до 26 января. Агент А. Белт".
К этому времени Hermitage Capital полностью свернул работу в России. Папка с делом о неуплате налогов становилась все толще. Основные сотрудники выехали в Лондон к Браудеру. Подчищать хвосты в Москве остался аудитор Сергей Магницкий. Последний не был адвокатом, как пытались это представить западные СМИ – он был бухгалтером, который регистрировал компании, через которые выводились деньги. Как рассказывал со слов самого Магнитского журналист Олег Лурье, уведены миллиарды были непосредственным шефом аудитора – Браудером.
"Алексей, теперь мне нужна ваша поддержка. Сергея арестовали. Ему будет очень тяжело", – пишет Браудер Навальному. "Уильям, сочувствую искренне. У нас в стране любят тех, кто страдает. Я не говорю, что страдания Сергея – ваш козырь, но чем больше о страданиях будут знать журналисты и люди, тем меньше они будут вдумываться в суть происходящего", – отвечает Навальный.
Браудер пытался добиться эффекта развернутой на Западе и в России кампанией в защиту Сергея Магницкого. Он утверждал, что его адвокат невиновен, а в тюрьме – за то, что раскрыл схему хищения государственных денег силовиками. Но шума, судя по донесению директору ЦРУ, оказалось мало.
"20 сентября 2009 года. Директору Центральной разведки. Состоялся разговор между агентом Соломон и сотрудником MI6. Дальнейшего роста общественного резонанса уже не будет, если мы не внесем коррективы в планы проводимых нами специальных мероприятий. В своем сообщении агент, основываясь на имеющейся у него информации, отметил ухудшение здоровья Магницкого. Агенту предложено через доверенных лиц в пенитенциарной системе России организовать прекращение какой-либо медицинской помощи Магницкому. Ухудшение здоровья будет обозначено как врачебная ошибка, которая может привести к его смерти. Прошу уделить особое внимание к этой информации".
16 ноября 2009 года аудитор Сергей Магницкий умер в больнице изолятора "Матросская тишина". Браудер тут же объявил, что его адвоката пытали и не оказывали ему медицинскую помощь. Но до сих пор в мире нет ни одного судебного решения, где смерть Магницкого была бы названа убийством. А Браудер не желает доказывать что-либо в суде.
Браудеру удается продавить в Конгрессе США "акт Магницкого" – персональные санкции в отношении лиц, которые, как считает Браудер, причастны к смерти аудитора. В России информационной кампанией занимался Алексей Навальный. "23 января 2010 года. Sash сообщает о встрече с агентом Фридом, во время которой он передал агенту 300 тысяч долларов США на предстоящую программу поддержки "списка Магницкого" в социальных сетях. Также в отчете агента Sash сказано, что проект, связанный со смертью Сергея Магницкого, уже на начальном этапе сильно подорвал доверие российских граждан к судебной и правоохранительной системе России. Это приводит к нарастанию хаоса в российской судебной и правоохранительной системе, снижению ее авторитета и снижению авторитета Владимира Путина. Агент А. Белт".
Отдельная большая операция Браудера и Навального – информационная атака на генерального прокурора Юрия Чайку. Интернет наводнили разоблачения якобы незаконного бизнеса сыновей генпрокурора. "Обратите внимание, что перед этим шли обыски в фирмах Браудера на Кипре, в офшорах. То есть это было давление. Тут же выходит фильм "Чайка", тут же выходит информация у Навального, которая, как выяснилось, ни на чем не основана, она изначально была ни о чем", – подчеркивает Олег Лурье. А незадолго до публикации фильма в Сети Алексею Навальному звонил беглый депутат Государственный Думы Илья Понамарев. Позже он будет отрицать факт разговора. Алексей Навальный на вопросы журналистов отвечать отказался.
В прошлом инвестиционный консультант Браудер теперь рисует себе имидж едва ли не главного борца с коррупцией в России. На то, что Уильям Браудер, осужденный заочно на 9 лет колонии, – мошенник, укравший налогов на полмиллиарда рублей, в Лондоне предпочитают закрывать глаза. Такой Браудер Лондону не нужен. "Борец с коррупцией" – звучит респектабельно.