Американцы, считающие свою демократию эталонной, на самом деле участвуют в грязной политической инсценировке, именуемой выборами президента. Помимо непрямой полупрозрачной системы избрания главы государства с участием выборщиков, политическая элита США не чурается грязных технологий в ходе кампаний. Вкратце выборы хозяина Белого дома можно охарактеризовать как неравные, невсеобщие и непрямые с примесью беспринципности и нарушений закона.
Любая избирательная кампания состоит не только из того, что видят избиратели. То, что демонстрируется людям – лишь верхушка огромного айсберга, большая часть которого скрыта от глаз простых граждан. Бурные дебаты, красивые и многолюдные встречи с избирателями, успех по результатам социологических опросов в ходе предвыборной гонки в США – все это зачастую
результат работы политтехнологов, которые пускают в ход все известные (включая запрещенные) способы продвижения кандидатов. То, что находится в нижней части избирательного айсберга, не укладывается в понятие честной и конкурентной борьбы, а порой выходит за рамки допустимого законом. В числе наиболее распространенных грязных способов ведения предвыборной гонки – опросы. При их подготовке одним из важнейших моментов является составление вопросов, которые формулируются так, что у избирателей формируется негативное отношение к оппоненту. В ходе одной из предвыборных кампаний в ход был пущен старый проверенный способ с распространением анонимных листовок. Правда, тут американские политтехнологи пошли дальше привычных анонимных обвинений кандидатов и
распространили угрозы в адрес определенных граждан, которые могли повлиять на ход кампании. Например, в одном из штатов евангелисты (поддержавшие республиканцев) получали угрозы отмены налоговых льгот в случае активного участия в агитации.
Активно в ходе выборов президента США разыгрывается и национально-расовая карта. Члены штаба экс-претендента на Овальный кабинет Джона Маккейна специально делали темнее цвет кожи Барака Обамы на агитматериалах. Расчет делался на то, что так можно привлечь на свою сторону больше расистов. Не является исключением и педалирование религиозной темы. Известен случай, когда жители одного из штатов получили поддельные рождественские открытки от имени экс-кандидата Митта Ромни, относящегося к мормонам. В поздравлении упоминался один из мормонских текстов, в котором говорилось о полигамии, которая когда-то имела место в этой церкви. С учетом того, что среди адресатов последователей мормонов было немного, расчет явно делался на
появление негативной реакции у представителей других вероисповеданий. А манипулирующие общественным мнением опросы (когда вместе с вопросом человеку подается нужная информация против политического конкурента) вообще становились предметом прокурорского расследования. "В ходе выборов используются десятки самых грязных политтехнологий. Их главная цель –
выставить в крайне негативном свете оппонентов. Они говорят безусловную ложь в адрес кандидата-противника, но делают это так, что в суд на них не подашь", – отметил политолог Сергей Марков.
Активно в ходе выборов президента США разыгрывается и национально-расовая карта
Благодатной для использования грязных предвыборных технологий является тема мигрантов. Если Европа относительно недавно столкнулась с беженцами с Ближнего Востока и Северной Африки, то США не первый десяток лет страдают от наплыва мексиканцев, которых не останавливают даже серьезные заградительные сооружения на границе. Классическим примером разыгрывания беженской карты является
рассылка поддельных писем избирателям. В районах, густо населенных мигрантами, распространяется фальшивое обращение одного из кандидатов с призывом ужесточения миграционной политики. Работает, как правило, безотказно. Подобных приемов в арсенале американских политиков содержится великое множество. И каждые выборы, начиная с партийных праймериз, сопровождаются скандалами и взаимными обвинениями со стороны кандидатов. В нынешней избирательной гонке Дональд Трамп обвинил своего соперника, однопартийца Теда Круза
в использовании незаконных методов для победы на первичных выборах в Айове (Круз получил 28%, Трамп – 24%). И это только начало, ведь президентская кампания в США набирает обороты. По мере того, как предвыборная гонка будет становиться острее, будут чаще вскрываться факты нечестного ведения борьбы.