При всем изобилии кандидатов первые полосы американских изданий занимает, в основном, одно имя – Трамп. Это и неудивительно: забывший так надоевшую американцам политкорректность шоумен, по меткому выражению некоторых наблюдателей, говорит с политической трибуны то, о чем обычно говорят на кухнях. То есть, обращается к американцам, снедаемым в последнее время страхом перед террористами, на простом и понятном языке.
Трамп называет вещи своими именами – во всяком случае, в выражениях он не стесняется. Немного осталось заметных политиков (включая президента США), которых миллиардер не обозвал бы "тупицами". Наделавшее много шума предложение запретить мусульманам въезд в Штаты (пока власти не поймут, что делать с миграцией) казалось, должно было окончательно уничтожить репутацию кандидата. А вот и нет! Повозмущались, конечно, все, кому положено – а рейтинг Трампа продолжил расти. Отметился миллиардер и заявлением о том, что в случае победы на выборах мог бы поладить с Владимиром Путиным.
Если целью кандидата и бывшего телеведущего была психологическая атака на своих оппонентов, то она получилась. Причем напугал он сначала больше своих однопартийцев-республиканцев. Лидеры партии в середине декабря даже собрались на секретное совещание, посвященное неуправляемому "партайгеноссе". Судя по утечкам, было решено дождаться праймериз – и в случае победы Трампа в одном округе, немедленно объединить против него силы остальных претендентов. А пока лидеры партии плели заговор против чересчур энергичного кандидата, его рейтинг среди рядовых республиканцев снова скакнул вверх. Сам же Трамп, получив новую порцию критики от партийной элиты, заявил, что может вовсе от них уйти – и атаковать Белый дом в качестве независимого кандидата.
Кроме Трампа (пока еще республиканца) шансы занять Овальный кабинет есть у конгрессменов Марко Рубио, Рэнда Пола и Пола Райяна, известных своими консервативными взглядами. Заявили о президентских амбициях также экс-губернатор Флориды Джеб Буш и губернатор Нью-Джерси Крис Кристи. В этих рядах и миллиардер Митт Ромни, который, однажды проиграв Обаме, объявил, что не собирается участвовать в выборах 2016 года – но очень быстро передумал.
У демократов свой явный фаворит – Хиллари Клинтон. Настолько явный, что других кандидатов-демократов в тени бывшей первой леди и экс-госсекретаря пока и не видно. Самые заметные фигуры партии – вице-президент Джозеф Байден и нынешний госсекретарь Джон Керри – от участия в выборах отстранились, последний даже заявил о своем уходе из политики. Те же, кто решил побороться за высший пост, сильно проигрывают Клинтон в политическом весе. Это сенатор Элизабет Уоррен, губернатор Нью-Йорка Эндрю Куомо, Ховард Дин и Брайян Швейцер. Хотя и кандидатура экс-президентши не без недостатков: ее поддерживает Барак Обама – что, учитывая репутацию и рейтинг действующего президента, смело можно записывать в минусы. В то же время, как отмечают аналитики, возможная победа Клинтон – знак некоей преемственности для сторонников дальнейшей либерализации Штатов: первому президенту-афроамериканцу наследует первая президент-женщина.
Надо признать, что сегодня все попытки определить лидера – не то что финальной битвы, а даже внутрипартийных – сродни гаданию на кофейной гуще. Официальный отбор кандидатов начнется в феврале, с праймериз в Айове. Затем придет черед Южной Каролины и Невады, а 1 марта, в так называемый "супер-вторник", проголосуют сразу 12 штатов. Что касается республиканцев, то в Айове Трамп пока идет вровень с сенатором Тедом Крузом. Поскольку выборы в остальных штатах пройдут по пропорциональной системе, шансы сохранят до последнего и тот же Круз, и Марко Рубио, и Бен Карсон. Да и демократы, скорее всего, придерживают туза в рукаве. Сюрпризов от них можно ожидать самых разных: к примеру, тяжеловес Джозеф Байден за два месяца вполне может передумать и вступить в президентскую гонку.
Относительно громких заявлений и программ кандидатов (в том числе и особо отличившегося Трампа) можно сказать одно: за последние пару десятков лет едва ли найдется один американский президент, действовавший в соответствии со своей предвыборной программой. Так что к намерениям некоторых претендентов перейти в отношениях с Россией от конфронтации к сотрудничеству в Москве относятся спокойно. Так же, впрочем, как и к воинственным призывам других кандидатов. В умении говорить вашингтонским политикам не откажешь – так что судить придется по делам.