Совет Федерации принял обращение в Генпрокуратуру, МИД и Минюст, в котором просит рассмотреть патриотический стоп-лист иностранных и международных НКО для возможного включения их в список нежелательных организаций. В принятом документе сенаторы обращают внимание, что Россия "столкнулась с самой мощной за последнюю четверть века атакой на свои национальные интересы, ценности и институты", главной целью которой являются воздействие на внутриполитическую ситуацию в стране, "подрыв патриотического единства" народа, а также срыв интеграционных процессов с российским участием на пространстве СНГ. "Беспрецедентное по масштабу привлечение к этой деятельности неправительственных организаций, финансируемых в том числе из государственных бюджетов иностранных государств, дает право говорить о "мягкой агрессии" против России", – цитирует ТАСС обращение.
В патриотический стоп-лист сенаторы включили Фонд Сороса, Национальный фонд демократии, Международный республиканский институт, Национальный демократический институт по международным вопросам, Фонд Макартуров, Freedom House, Фонд Чарльза Стюарта Мотта, фонд "Образование для демократии", Восточно-Европейский демократический центр, Всемирный конгресс украинцев, Украинский Всемирный координационный совет, Крымскую полевую миссию по правам человека. Председатель комитета Совфеда по обороне и безопасности Виктор Озеров ранее подчеркнул, что речь идет только о тех НКО, деятельность которых в России направлена против страны. "Мы не собираемся создавать преграды тем международным и иностранным некоммерческим организациям, которые приходят действительно для того, чтобы сотрудничать в различных сферах общественной жизни в России, укреплять взаимоотношения с нашими общественными организациями гражданского общества", – отметил он.
А спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что "этот список не исчерпывающий". "Мы сформировали, на первый наш взгляд, необходимые 12 организаций в этот список", – сказал она, добавив, что, "если эти организации попадут в список нежелательных, соответственно они могут оспорить это решение в суде". При этом Матвиенко допустила, что направление стоп-листа в соответствующие структуры "не означает, что прокуратура и МИД согласятся с нашим предложением". Глава комитета Совфеда по международным делам Константин Косачев, в свою очередь, отметил, что "у патриотического стоп–листа нет одного автора, это коллективный труд", он создавался при участии гражданского общества, Общественной платы, Совета по правам человека, а также широкого спектра "федеральных органов исполнительной власти, каждый из которых в пределах своей компетенции ведет эту работу".
Андрей Клишас, возглавляющий в верхней палате парламента комитет по конституционному законодательству и госстроительству, отметил, что изначально стоп-лист был больше, однако "все сомнения мы толковали в пользу организаций". Работа, по словам сенатора, будет продолжена. "Это не закрытый перечень, это не судебное решение. Важно, что мы даем понять, что эта тема находится под контролем парламента", – подчеркнул он. Решение о признании организации нежелательной принимается генеральным прокурором или его заместителями по согласованию с МИДом. В таком же порядке решение может быть отменено. Перечень нежелательных организаций будет вести и публиковать Минюст. Попавшим в этот список организациям запрещено создавать структуры на территории России, распространять свои информационные материалы, проводить операции с денежными средствами или иным имуществом.