Общая тенденция в международной политике претерпевает метаморфозы. Об этом свидетельствуют в том числе слова президента Владимира Путина после саммита G20. Он отметил, что напряженность между Россией и Западом снижается. Это в большей степени закономерность, чем неожиданность, ведь эти противоречия при всей их глубине и жесткости носят переходящий характер. Тогда как международный терроризм угрожает всем в одинаковой степени, в том числе Центрально-Азиатскому региону.
На этом фоне Астана находится в тренде глобальной политики, о чем свидетельствуют дипломатические контакты, многочисленные визиты на высшем уровне, активный переговорный процесс, который ведет Нурсултан Назарбаев. Подтверждением этому служит и готовящийся визит в Казахстан президента Афганистана Ашрафа Гани Ахмадзая. Начало встречам в верхах положил премьер-министр Индии Нарендра Моди, затем был японский премьер Синдзо Абэ, а ударный аккорд пришелся на приезд госсекретаря США Джона Керри, который осознает важность Центрально-Азиатского региона для Вашингтона.
Во время поездки глава Госдепа встретился с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, провел переговоры с высокопоставленными лицами республики, несколько встреч с политиками и общественными деятелями. Внимание к Астане неслучайно. Казахстан занимает ведущее стратегическое положение в Средней Азии. Именно казахстанская экономика считается основной в регионе. Роль Астаны нередко сравнивают с ролью Москвы в Евразии. США назвали эту страну своим ключевым союзником в регионе после встречи Нурсултана Назарбаева с Бараком Обамой в кулуарах 70-й Генассамблеи ООН.
На этом фоне стремление Казахстана играть посредническую роль в отношениях России с США и Западом в целом может оказаться полезным для Москвы. Неслучайно Джон Керри именно в этой стране отметился несколькими примирительными жестами в сторону России. В то же время его визит был призван компенсировать некоторое сокращение роли США в регионе, связанное с укреплением позиций России и особенно Китая.
Страны региона заинтересованы в американских инвестициях. Нурсултан Назарбаев на встрече с Джоном Керри отметил, что "в нашей стране действует порядка 500 компаний с участием американского капитала, и мы нацелены на продолжение работы". Однако главной целью его визитов в пять центрально-азиатских государств был вопрос сокращения террористической угрозы. Тут у всех сторон позиции совпадают: распространение радикальных экстремистских организаций недопустимо.
Приняв главу Госдепартамента США, президент Казахстана отправился в Великобританию и Францию. На встречах с политической элитой двух стран Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что Астана является основным евразийским партнером и для Евросоюза. Визит казахстанского лидера, отмечают политологи, значим и для России, так как и в Лондоне, и в Париже Назарбаев напоминал о бесперспективности любого противостояния с Москвой, в том числе санкционного.