Нюрнбергский процесс заложил основы современного международного права и стал первым шагом к появлению Организации Объединенных Наций. Выводы суда стран-победителей над нацистскими преступниками следовало бы почаще вспоминать некоторым сегодняшним политикам. Такое мнение высказывалось участниками международной конференции "Нюрнбергские принципы: Современные вызовы", приуроченной к 70-летней годовщине начала процесса над бывшими руководителями гитлеровской Германии.
В Нюрнберге проходит Международная конференция "Нюрнбергские принципы 70 лет спустя: Современные вызовы", приуроченная к 70-летней годовщине начала международного судебного процесса над нацистскими преступниками – бывшими руководителями гитлеровской Германии. В работе форума, организованного Международной академией нюрнбергских принципов, принимают участие известные юристы, историки, политики и общественные деятели из десятков стран мира. Россию на конференции представляет делегация Международной ассоциации фондов мира во главе с ее председателем, прославленным шахматистом Анатолием Карповым. Международный трибунал, вошедший в историю как Нюрнбергский процесс, стал событием, которое без преувеличения явилось краеугольным камнем в конструкции современного мироустройства и легло в основу международной уголовной практики. Принципы, выработанные и развитые в ходе Нюрнбергского процесса (прежде всего, принцип уголовной ответственности физических лиц вне зависимости от должностного положения) и основополагающие критерии тягчайших международных преступлений, дали ощутимый импульс развитию международного гуманитарного права, международного правозащитного права, международного уголовного права.
Началу процесса предшествовала огромная работа ведущих юристов стран-победительниц. Слишком велики были отличия в законодательстве разных членов антигитлеровской коалиции. Задачу облегчили появившиеся к тому времени международные документы. Это Московская декларация от 30 октября 1943 года "Об ответственности гитлеровцев за совершенные зверства", принятая на совещании министров иностранных дел. Кроме того, было Лондонское соглашение от 8 августа 1945 года "О судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран" и устав Международного военного трибунала. Так что судили нацистских преступников уже на основании международного права.
Процесс над нацизмом, инициированный СССР, США, Великобританией и Францией, начался 20 ноября 1945 года и завершился 1 октября 1946-го. Несмотря на значительные расхождения и трения между членами коалиции, в решении судьбы руководителей Третьего рейха единство было достигнуто. Суд вынес 12 смертных приговоров, а также признал преступными организациями СД, Гестапо, Национал-социалистическую немецкую партию (НСДАП) и СС.
Казалось бы, мир единодушно признал преступную природу нацизма, дела гитлеровских деятелей не имели срока давности, их пособников разыскивали по всему миру.
Но первые, еще слабые признаки смены настроений появились уже лет через 10 после окончания Второй мировой войны. К примеру, Карл Дениц, главком ВМС рейха, рейхспрезидент, отсидел по приговору 10 лет – но после освобождения получил от правительства ФРГ адмиральскую пенсию. Такую же адмиральскую пенсию платило правительство Германии и гросс-адмиралу Эриху Рёдеру – осужденному пожизненно, но освобожденному по состоянию здоровья.
В странах Балтии национальными героями вдруг стали ветераны карательной дивизии Waffen SS, на Украине – пособники фашистов Бандера и Шухевич.
Намного серьезнее выглядят события, началом которых стал распад СССР в 90-х годах 20-го века. Пика своего они достигли во втором десятилетии века нынешнего: в странах Балтии национальными героями вдруг стали ветераны карательной дивизии Waffen SS, на Украине – пособники фашистов Бандера и Шухевич. В европейских странах бывшего "Восточного блока" хорошим тоном стало осквернение памятников советским воинам-освободителям, представление СССР в качестве еще одного, наравне с гитлеровской Германией, "агрессора" во Второй мировой войне. Сигналы более чем тревожные. Хотя едва ли политики этих стран всерьез задумываются о возможности возрождения нацизма на государственном уровне, считает известный английский историк Джон Локленд. "Я многие годы критикую поведение политиков стран Балтии и Украины. Но, мне кажется, что годовщина Нюрнбергского процесса – не повод для того, чтобы о них вспоминать. Нюрнберг касался руководителей, лидеров государств, развязавших войну и совершивших военные преступления. Я не верю, что сегодня нацизм может выдвинуться на уровень государственной идеологии – что бы ни кричали несколько идиотов в Киеве", – сказал в интервью
Дням.Ру Джон Локленд.
Большинство российских аналитиков уверены, что пересматривать итоги Нюрнбергского процесса никто всерьез не рискнет: перспектив у подобного занятия просто нет. Ведь это основа юридической системы, на которой существует нынешний мир, отмечает эксперт Института Европы РАН Игорь Максимычев. Тех, кто все же попытается оспорить решения трибунала, накажет сама история. Тем более, что последние события в мире наглядно показывают: с Россией лучше дружить. А Нюрнберг должен служить примером и напоминанием для руководителей государств: перед общей угрозой терроризма надо объединиться.