Сложная ситуация в Сирии может привести к ухудшению обстановки в регионе, считает глава МИД России Сергей Лавров. По его словам, решения по сирийскому вопросу могут запустить очень серьезные процессы.
"Я разделяю опасения... насчет того, что Сирия может послужить началом очень плохих событий... те или иные решения по Сирии могут запустить очень серьезные процессы. И все, кто на эти процессы может оказывать хоть какое-то влияние, должны ощущать всю полноту своей ответственности", – сказал Лавров.
По его словам, если нарушить "межэтнический, межконфессиональный характер сложносконструированного сирийского государства, в истории которого было немало драматических событий, то последствия могут оказаться непредсказуемыми". "Очевиден факт, что нынешняя конструкция не состоялась. К сожалению, именно в этом месте может прорваться назревающий кризис внутри исламского мира между суннитами и шиитами. Если нынешняя конструкция разрушится, то ситуация может измениться не только вокруг Ирана, но и вокруг и внутри Ирака, где сунниты чувствуют себя обиженными. И они не стесняются об этом говорить", – добавил он.
Лавров констатировал, что в ближайшее время представители сирийской оппозиции посетят Москву. "Мы ожидаем еще одну группу сирийской оппозиции в скором времени в Москве", – цитирует его РИА Новости.
Министр добавил, что Россия в ходе встреч с руководителем Сирийского национального совета (СНС) Бурханом Гальюном и другими оппозиционными лидерами "призывала политическую оппозицию отмежеваться от тех, кто пытается придать конфликту военное измерение, а также от вооруженных банд, которые устраивают провокации и на которые правительство очень часто непропорционально реагирует".
По словам Лаврова, сейчас в Сирии "происходит в известной степени милитаризация оппозиционной деятельности". "По крайней мере, возглавляемый Бурханом Гальюном Сирийский национальный совет объявил, что он создает военное крыло, которое будет заниматься сбором средств для закупки вооружений для продолжения борьбы с режимом", – поведал он. По его словам, "если развитие событий пойдет по такому сценарию, трудно рассчитывать на то, что любые наши призывы к правительству будут приняты в том, что касается прекращения огня".
Глава российского внешнеполитического ведомства считает, что руководство и оппозиция Сирии должны поддержать подходы спецпосланника ООН и ЛАГ Кофи Аннана к урегулированию кризиса в стране. По словам Лаврова, "только получив принципиальное согласие на то, что продвигает в контактах с сирийцами спецпосланник ООН и ЛАГ по Сирии, можно будет начинать процесс перемирия", а затем – общесирийский диалог.
Он напомнил, что спецпосланник Аннан передал сирийскому руководству свои предложения. "Могу вас заверить, что в них речь не идет об уходе президента Сирии Башара Асада", – сказал Лавров, комментируя статью госсекретаря США Хиллари Клинтон и премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, в которой говорилось, что Британия и США поддержат миссию Аннана для осуществления "транзита власти" после ухода Асада. Так, по словам Лаврова, "это неточное изложение задач, поставленных перед Аннаном".
По словам Лаврова, "российская сторона выступает за то, чтобы через миссию Аннана разработать механизм мониторинга, который позволит одновременно направить сигналы всем воюющим сторонам". Россия, в частности, поддерживает введение ежедневной двухчасовой гуманитарной паузы, предложенной Международным Комитетом Красного Креста.
По словам министра, "странным представляется то, что политический процесс идет, а параллельно с этим ведутся боевые действия в городах, где правительственные силы противостоят оппозиционным вооруженным группам". "Случаются, безусловно, и эксцессы. Нет никаких сомнений, что сила применяется очень часто непропорционально", – заявил Лавров, добавив, что Россия "поддержит любую договоренность, сформулированную по итогам общесирийского политического диалога между правительством и всеми оппозиционными группами".
По мнению Лаврова, "нельзя чего-то требовать от Асада и не предъявлять аналогичных требований тем, кто с ним воюет". "В этой ситуации должны работать не только мы, а все те, кто имеет влияние на вооруженную оппозицию, чтобы они одновременно прекратили все боевые действия и объявили перемирие", – добавил министр.
При этом глава МИД подчеркнул, что Россия поддерживает не сирийское правительство, а необходимость начать политический процесс. "Для этого нужно сначала прекратить огонь. Российская сторона будет делать все для этого, невзирая на решения, которые принимает сирийское правительство. Со многими из них мы, кстати, не согласны", – заключил он.