Имя страны - тот же бренд, от весомости которого зависит отношение к ней в мире, котировки акции ее компаний на бирже и привлекательность для туристов. Смогла ли Россия с помощью саммита G8 капитализировать свое имя? 23 августа обсуждали политологи, политтехнологи и журналисты.
Запад стал больше интересоваться Россией
В Москве прошел круглый стол "Россия после саммита G8 глазами Запада", организованный деловой газетой "Взгляд", "Группой 808. Информационный аудит" и Российской ассоциацией по связям с общественностью (РАСО). На специальных графиках и диаграммах отражалась количественная реакция западных печатных СМИ на саммит, прошедший в Санкт-Петербурге. Для этого было исследовано порядка 200 изданий на английском, французском, немецком, итальянском, испанском и португальском языках. Главным итогом встречи G8 в медийном плане стал возросший интерес западных СМИ к тому, что происходит в России. Так, западанный мир все реже упоминает G7, а все чаще – G8, признавая тем самым полноправное участие России в организации. "Проведенный в России саммит "большой восьмерки" высветил роль Москвы как посредника при решении проблем США и Европы", - отмечает Christian Science Monitor, США. В целом же России иностранная пресса уделила больше внимания, чем другим странам, в том числе США, которые значатся лишь на втором месте по упоминаемости. То же самое касается лидеров стран. Владимир Путин гораздо чаще фигурировал в материалах СМИ, нежели Джордж Буш и Тони Блэйр, оставив им второе и третье места соответственно.
Однако до сих пор речь шла о количественных медиа-итогах саммита. Что касается их качественного содержания, замгендиректора "Группы 808" Сергей Никулин признал, что значительная часть публикаций имела негативный характер. При этом директор департамента экономического анализа и перспективного планирования Минпромэнерго Станислав Наумов отметил, что сегодня любые выпады в адрес России являются осознанной пиар-акцией со стороны тех, кто не хочет признавать растущую роль нашей страны на мировой арене. В данном случае не конструктивная, а огульная критика свидетельствует лишь о том, что Россия укрепляет свои позиции, претендует на статус экономической и демократической державы, что вызывает опасения со стороны уже сложившихся игроков мирового рынка. Политологи говорят, что в этом году западная пресса дважды уделяла России повышенное внимание. В первый раз - во время российско-украинского газового противостояния, во второй – во время саммита, который обогнал газовый конфликт по упоминаемости. Основные темы, которые обсуждались в связи с ситуацией в России – проблемы демократии и российско-украинские отношения. Скандал вокруг ЮКОСа и Михаила Ходорковского отошел на предпоследнее место, меньше интереса, чем раньше, вызывает у журналистов и экспертов ситуация в Чечне. Несмотря на то, что заявленной темой саммита была "энергетическая безопасность", ситуация на Ближнем Востоке скорректировала ход дискуссий и в период проведения саммита подавляющее число публикаций было посвящено в основном вопросу Ливано-Израильского конфликта.
"Мозги в Кремле устроены правильно"
По словам руководителя департамента аналитики группы компаний "Николо М" Станислава Радкевича, в этом году радикального улучшения имиджа страны за рубежом не произошло. Впрочем, никто из собравшихся и не ожидал услышать, что возросшее число публикаций о России способно в короткие сроки заметно сказаться на реноме страны. Однако Радкевич признал, что произошли определенные подвижки в сторону улучшения образа России в глазах Запада.
Замдиректора Центра политической конъюнктуры России (ЦПКР) Виталий Иванов также против того, чтобы придавать саммиту в Санкт-Петербурге слишком большое значение в построении державного образа России. Этого, по мнению политолога, не требуется, поскольку "страна, которая может уничтожить США, по определению держава".
#{more}Эксперты отметили, что столь удачное и насыщенное информационное поле, которое было создано вокруг России, стало результатом профессионального подхода администрации президента РФ не только к проведению саммита, но и к организации работы с иностранными журналистами. Этот заказ получила международная pr-компания Ketchum. Ее российский представитель Михаил Маслов заявил, что представителям западных СМИ было легче работать в Санкт-Петербурге при поддержке pr-специалистов. Однако Маслов отказался раскрыть детали своей работы, не назвав ни суммы гонорара, полученного Ketchum, ни задач, которые поставил перед ним заказчик.
Сам факт, что для работы с западными журналистами было нанято западное агентство, говорит, что "мозги в Кремле устроены правильно, что там есть понимание целей и средств", - считает президент РАСО, Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимир Мединский.
В целом эксперты считают, что саммит в Санкт-Петербурге получил "хорошую прессу" и положительно сказался на инвестиционном климате в стране и ее имидже за рубежом.
Материал подготовила Елена Калашникова.
Пишите по адресу - kalashnikova@dni.ru...