Россия, даже не будучи членом ЕС, способна повлиять на развитие диалога между Европой и Турцией. Но одними из центральных на встрече Владимира Путина в Анкаре будут и вопросы экономического сотрудничества, в том числе строительства нефтепровода в обход Босфора и Дарданелл. Местные аналитики не исключают, пишут "Новые известия", что на встрече в Сочи президенты России, Франции и канцлер ФРГ рассматривали возможные последствия вступления в ЕС Турции. Газета Hurriyet, ссылаясь на источники в Брюсселе, предполагает, что в докладе Еврокомиссии, который будет опубликован 6 октября, будет дан "зеленый свет" на начало переговоров о вступлении Турции в ЕС. И тем не менее турецкие политики не могут скрыть своей нервозности: в понедельник премьер Реджеп Тайип Эрдоган на всякий случай пригрозил Брюсселю, что "возможный отказ со стороны ЕС будет исторической ошибкой и несправедливостью".
В этом контексте официальный визит российского лидера в Турцию – первый в истории двусторонних отношений – выглядит весомо. Не случайно тот же премьер Эрдоган уже обратился к Путину с призывом использовать личное влияние на своих "европейских друзей" для того, чтобы способствовать положительному решению "турецкого вопроса". Скорее всего, российский лидер согласится помочь. Но взамен попросит Анкару пойти на уступки по другим вопросам.
По сути, у Москвы и Анкары накопилось немало вопросов, решение которых потребует политического торга. К примеру, проблема Южной Осетии. Анкара все еще не смирилась с тем, что Россия является единственным посредником в урегулировании этого конфликта. Вот почему недавно премьер Эрдоган заявил, что "Турция готова предоставить Грузии свою помощь в вопросе интернационализации миротворческой операции". Иными словами – речь об отправке в Южную Осетию турецких войск. Премьер, само собой, понимает, что военное присутствие Турции на грузинской территории для Москвы неприемлемо. И тем не менее делает столь рискованное заявление накануне визита, скорее всего, чтобы выторговать у Москвы уступки по другим вопросам.
Скажем, Турция обещает Кремлю не вмешиваться в ситуацию в Грузии, а также поддержать усилия Путина по нормализации ситуации в Чечне, а взамен добивается уступок Москвы по кипрскому вопросу и заключения выгодных с Россией контрактов в сфере военно-технического сотрудничества.
Бесспорно, одними из центральных на саммите будут и вопросы экономического сотрудничества. Президент РФ собирается заручиться гарантиями Анкары в том, что она в полном объеме выполнит свои обязательства в рамках проекта "Голубой поток" и в ближайшие четверть века закупит у "Газпрома" 365 миллиардов кубометров газа. Между тем "Газпром" собирается еще больше упрочить свои позиции на турецком рынке: в рамках визита российский газовый гигант планирует подписание соглашения о значительных капиталовложениях в турецкую электроэнергетику, газотранспортную инфраструктуру, а также в объекты подземного хранения газа.
Российский лидер также собирается внести ясность и в другой стратегически важный для Москвы вопрос: каким образом увеличить объем российской нефти, доставляемой на мировые рынки через турецкую территорию. По данным экспертов, сейчас уже Турция контролирует около трети экспорта нефти из РФ и стран СНГ, а в будущем году, когда завершится строительство нефтепровода Баку–Джейхан, эта доля увеличится до 45%.
Этот нефтяной поток транспортируется танкерами по турецким проливам Босфор и Дарданеллы – около 130 миллионов тонн "черного золота" в год. А официальная Анкара все более ужесточает правила судоходства через проливы, мотивируя это опасностью экологической катастрофы. Таким образом, назрела необходимость строительства нефтепровода в обход Босфора и Дарданелл, тем более что в условиях роста цен на нефть на мировом рынке Россия заинтересована в резком увеличении экспорта.
Турецкие СМИ сообщают, что Владимир Путин везет с собой проект нефтепровода, подготовленный экспертами компании "Транснефть". Согласно проекту трубопровод предлагается проложить от турецкого города Кыйикей на юго-западном побережье Черного моря до города Ибрикхаба в Эгейском море.
Ежегодно по этому маршруту планируется экспортировать 60 миллионов тонн в год, а капиталовложения составят около $900 миллионов. Впрочем, как выяснилось, у Анкары есть и альтернативный план, предусматривающий строительство другого нефтепровода – от черноморского города Самсун до порта Джейхан на Средиземном море. Так что, скорее всего, торг уместен и по этому вопросу.