Специалисты провели клинические испытания одного из "чемпионов рынка" – кагоцела, и сравнили, как быстро выздоравливают больные при лечении болезни с кагоцелом, и как – без него. Для того, чтобы исследование было объективным, некоторых больных поместили в группу изучаемого препарата (кагоцела), других – в группу сравнения (там больные получали "пустую" таблетку).
Однако, поскольку люди, получающие "пустышку" в контрольной группе, могли параллельно лечиться чем-нибудь другим, это очень сильно отразилось на результатах исследования. При этом производители противовирусных препаратов проводят такие исследования как раз для того, чтобы доказать эффективность своих лекарств.
Как же ученые обнаруживают полезный эффект и определяют частоту осложнений? Оказывается, если лекарство сокращает продолжительность простуды на один день, достаточно будет провести клинические испытания на 300-600 больных. При этом препарат может убивать 1 из 1000, и в таком исследовании его убийственный эффект не будет обнаружен.
Поэтому для уточнения безопасности лекарств в развитых странах создают систему "фармаконадзора" – национальную систему сбора данных о побочных эффектах, возникающих в период приема лекарства. Эти сведения должны обобщаться, и при выявлении опасных побочных эффектов показания и противопоказания препарата должны изменяться. "Российский закон не требует разрешать к применению только лекарства, прошедшие клинические исследования...", – говорит президент Общества специалистов доказательной медицины, профессор Высшей школы экономики Василий Власов.
Вопросы порождает и состав кагоцела. Его молекула состоит из двух частей – карбоксиметилцеллюлозы (КМЦ) и госсипола – желтоватого вещества, синтезируемого из хлопчатника. Когда-то госсипол привлёк внимание учёных как потенциальный противозачаточный препарат – он угнетает репродуктивную функцию как у мужчин, так и у женщин. От использования этого вещества отказались из-за его токсического эффекта. Компания-производитель кагоцела утверждает, что противопростудном лекарстве нет госсипола в свободном виде, поэтому его токсичность не имеет значения, и приводит данные об успешных экспериментах на беременных мышах. Но профессор Власов уверен: даже если кагоцел не оказал негативного влияния на репродукцию у животных, то это не значит, что долгосрочные эффекты применения этого препарата не будут заметны у людей.
Профессор также отмечает, что в России есть ряд "противовирусных" препаратов, которые называются так потому, что они стимулируют выработку в организме интерферонов. "Сама идея стимуляции иммунитета вообще и стимуляции выработки интерферонов в частности для борьбы с вирусами принадлежит середине ХХ века и в разработке противовирусных средств в западных фармкомпаниях не используется", – считает Власов.
"Кагоцелу почти 50 лет, но почти все имеющиеся исследования на эффективность не являются клиническими, то есть не могут доказать положительное воздействие этого препарата на людей. Все это – лишь результаты исследований на мышах и крысах, на которых проходило изучение иммунитета под влиянием этого препарата", – резюмирует эксперт.