Российским покупателям в этом году не стоит ожидать скидок до начала новогодних и рождественских праздников. Между тем во всем мире ритейлеры начинают бороться за покупателей уже загодя, чтобы восполнить падение покупательской активности из-за кризиса. В результате некоторые рождественские распродажи начались уже в июле.
Многие российские ритейлеры из люксового сегмента планируют начать распродажи не раньше 4 января – это была стандартная дата как в докризисный, так и в посткризисный периоды. Исключение делалось в 2009 году, когда дисконтные новогодние программы стартовали в декабре и к тому же был увеличен размер максимальной скидки. Однако в условиях стабильного рынка люксовые продавцы не видят необходимости "излишне баловать" покупателя.
Чуть ближе к западным традициям оказались продавцы более демократичного сегмента. Дело в том, что работающие в России западные бренды обычно открывают сезон распродаж накануне Рождества по григорианскому календарю – то есть чуть раньше 25 декабря. Так что у российских покупателей все же есть шанс встретить праздники в обновках, доставшихся им "малой кровью". При этом, если начинаются скидки с 30%, то к концу января они увеличиваются до 70%. Этот же принцип сохранится и в этом году.
Представители продуктовых сетей традиционно собираются начать продажи новогодней продукции в первых числах декабря. В этой области покупательский спрос стабилен и нет предпосылок для раннего начала промоакций.
Согласно данным Росстата, розничный товарооборот в стране пока растет примерно теми же темпами, что и в прошлом году: в третьем квартале этого года на 8,4% по сравнению с этим же периодом прошлого года и на 5,3% по сравнению со вторым кварталом. Оборот продуктов питания вырос за июнь–сентябрь на 7,3% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом. Рост оборота непродовольственных товаров был даже больше – 9,5%.
О первых признаках кризисных явлений на рынке до этого говорила только X5 Retail Group, торгующая преимущественно продуктами питания. По итогам третьего квартала менеджмент Х5 уменьшил прогноз роста выручки в 2011 году "на фоне ухудшения макроэкономической ситуации в стране". Как заявили в компании в начале октября, на всем рынке российской продуктовой розницы замечено сокращение потребления. Однако наличие негативных тенденций сразу опровергли конкуренты компании, темпы роста которых тоже замедлились в третьем квартале. Они объяснили снижение темпов роста продаж хорошим урожаем и последовавшей за ним продуктовой дефляцией, сообщает "Коммерсантъ".
Между тем западные ритейлеры в этом году значительно расширили временные рамки распродаж. В частности, в конце октября крупнейшая в США розничная сеть Walmart запустила программу гарантии рождественских цен, что равнозначно старту сезона рождественских распродаж. Другие продавцы также заманивают покупателей различными программами. Не стали исключением и европейские универмаги. К примеру, лондонский Harrods пригласил Санта-Клауса и открыл рождественские отделы и вовсе в июле.
"Каждый год Рождество приходит все раньше и раньше", – комментируют ситуацию продавцы. По мнению аналитиков, ритейлеры вынуждены менять начало скидочного сезона из-за снижения потребительской активности, вызванной неблагоприятной экономической обстановкой.