Более 40% российских авиакомпаний находятся в "нестабильном финансовом положении". Такие данные после проверки приводит Росавиация, которая вправе ограничить попавшим в список перевозчикам полеты.
В список "нестабильных" попали более трети авиаперевозчиков из числа 20 крупнейших. Финансовое состояние пяти первых по пассажирообороту авиакомпаний - "Аэрофлота", "Трансаэро", "Сибири", "ЮТэйра" и "Оренбургских авиалиний" - вопросов не вызывает: они платежеспособны и стабильны, говорится в справке Росавиации. Но из перевозчиков, занимающих в рейтинге места с 6-го по 17-е, семь находятся в зоне риска.
23% российских авиакомпаний на начало 2010 года имели отрицательную стоимость чистых активов, в связи с чем, согласно Гражданскому кодексу, "их легитимность может быть поставлена под сомнение и реальна угроза их закрытия", отмечает "Коммерсантъ".
Названия авиакомпаний, попавших в список неблагонадежных, в Росавиации сообщить отказались. Месяц назад, когда руководитель ведомства Александр Нерадько провел совещание по итогам полугодового мониторинга, в числе особо "нестабильных" в этом отношении была названа только авиакомпания SkyExpress, занимающая 17-ю строчку в рейтинге по пассажирообороту.
По специалистов, финансово благополучными из списка первых 17 перевозчиков можно определенно считать только компании, аффилированные с лидерами рынка: "Глобус" (входит в холдинг S7 вместе с "Сибирью") и дочерние компании "Аэрофлота" - "Донавиа" и "Нордавиа". Отмечается, что финансовых проблем не должно быть у авиакомпании "Якутия" благодаря поддержке республиканской администрации, а также у чартерной авиакомпании "Северный ветер", которая имеет стабильный заработок на чартерных перевозках. Сомнения у экспертов вызывает состоятельность целого ряда известных авиакомпаний. В их число попала ГТК "Россия" (6-е место по пассажирообороту), у которой на начало года был долг свыше шести миллиардов рублей и показавшей чуть ли ни самый слабый рост объемов перевозок на рынке. Серьезные убытки в 2010 году несут и "Владивосток авиа" и "Уральские авиалинии" (8-е место). Большие долги есть также у "Атлант-Союза" (11-е место), чартерных перевозчиков "ВИМ-Авиа" (10-е место) и Red Wings (15-е место).
Результаты финансового мониторинга позволяют Росавиации применять различные санкции к попавшим в "нестабильный" список компаниям. Ведомство вправе ограничить этим перевозчикам и даже отозвать у них свидетельство эксплуатанта. Однако аналитики сходятся во мнении, что останавливать полеты всех авиакомпаний, чье положение признано нестабильным, Росавиация не решится, потому как это может привести к "социальным последствиям". А вот ограничения полетов, например чартерных, или отказ в разрешении на новые международные маршруты вполне возможны.