Тильда Суинтон, звезда гомосексуальных картин Дерека Джармена и
лауреат Оскара 2008 года за роль второго плана в фильме "Майкл Кейтон", с 15 по 23 августа организовывает в Шотландии свой собственный кинофестиваль.
Дни.Ру в рубрике
КИНОВСКРЫТИЕ рассказывают, как это будет и есть ли у миссис Суинтон конкуренты.
Кино за пирожные
Для этих целей в приступе донкихотского синдрома
актриса арендовала на северо-востоке Шотландии танцевальный зал под названием "Балерина", известный концертами Pink Floyd, The Who и Cream. Туда, на побережье города Нэрн, смогут приехать все, кто пожелает лицезреть фильмы, объединенные идеей иррациональности. Мысль совместить сюрреалистические картины – от клипа Бьорк до "8 1/2" Феллини – пришла Тильде и писателю Марку Козенсу по единственной причине – любви к кинематографу. Друзья призвали на помощь одного из братьев Коэнов ("Старикам здесь не место") – Джоэла, который поможет организовать часть программы. Для оформления "Балерины" миссис Суинтон пригласила своего первого мужа Джона Бирна, художника и драматурга.
Если бы не премия "Оскар" 2008-го года, к Суинтон, наверное, еще долго был приклеен ярлык холодной андрогинной пустышки
Платой за вход станут символические три фунта стерлингов, но при желании посетитель "The Ballerina Ballroom Cinema of Dreams" – так будет назван фестиваль – сможет обойтись и подносом пирожных. Каждый день будет демонстрироваться по три фильма, а в перерывах между просмотрами гости феста будут печь булочки, кататься на велосипеде или плавать. Иными словами, все условия для комфортного и интересного отдыха.
Большую часть расходов Тильда Суинтон собирается взять на себя, но в честь такого уникального события правительство Шотландии даже выплатила артистке грант. Организаторы полагают, что такой подход к делу – обязательное условие, если хочешь создать непринужденную, романтическую атмосферу. На первый взгляд проект кажется действительно любопытным, а в случае его успеха фестиваль, возможно, станет ежегодным, тем более что он позиционируется как оппозиционный по отношению к Каннскому.
Инопланетянка из Старого света
Учитывая необычное творческое прошлое Тильды Суинтон, фестиваль, хоть и кажется чем-то странным, вполне в духе ее предыдущих заслуг. Чего стоят долгие годы сотрудничества с британцем Дереком Джарменом, чьей музой она была довольно длительное время, пока режиссер не умер от СПИДа. У Джармена Суинтон играла даже Деву Марию, а в одном из фильмов – "Все, что осталось от Англии" в порыве импровизационной эйфории разорвала на себе свадебное платье – этот момент также был запечатлен на пленку. За эту роль в 1988 году актриса получила премию "Тэдди", вручаемую за фильмы о сексуальных меньшинствах, свою первую кинонаграду.
После смерти Джармена Суинтон какое-то время не могла прийти в себя, а очнувшись от горя, неделю пролежала на выставке художницы-авангардистки Корнелии Паркер в качестве экспоната.
Самым известным ее фильмом стала экранизация романа Вирджинии Вульф "Орландо". В этой картине, снятой Салли Поттер в 1992-м году, Тильде Суинтон довелось сыграть самого Орландо, причем сначала это герой, а в концу фильма – уже героиня. Фильмов, где нужно войти в образ мужчины, женщины и одновременно еще нескольких человек, у Тильды Суинтон было много.
В 2002-м она снялась в "Пляже" Дэнни Бойла, и тогда американские продюсеры стали частенько ее приглашать. Но Голливуд долго не привлекал эту участницу независимых проектов, однако
массовому зрителю в виде исключения посчастливилось узнать ее как Колдунью из "Хроник Нарнии". И если бы не премия Американской киноакадемии 2008-го года, к Суинтон, наверное, еще долго был приклеен ярлык холодной андрогинной пустышки.
Наш ответ Лазурному берегу
Жаль, конечно, что город Нэрн далековат от России, но и у нас случаются независимые кинофестивали. Вот
уже второй год под Санкт-Петербургом бросают вызов Каннским львам – на
открытом фестивале студенческих фильмов "Зеркало" с 2007-го вручают премии имени Андрея Тарковского.
Режиссер, в честь которого названа премия, не только является одним из мировых классиков кинематографа, но и считается поборником сосредоточенности на индивидуальном опыте. Молодым мастерам экрана приписывают обостренно-субъективный, экспериментальный взгляд на мир, и именно это организаторы фестиваля – Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусства и киновидеостудия "Берег" – считают принципиальным в творчестве Тарковского.
Идея поощрения молодых талантов, без сомнения, заслуживает одобрения, тем более что "Зеркало", как и фильм Тарковского, стремится не просто обнаружить в нынешнем молодом поколении некое движение, но и желание постичь тайну, загадку, преодолеть неизведанное. Правда,
неизвестно, насколько будут осуществимы планы составить конкуренцию Каннскому фестивалю. Но это, в конце концов, только начало.
Горячие финские ребята
Ближайшие соседи северной столицы,
финны, к примеру, уже давно поняли, как здорово иметь свой собственный независимый фестиваль, посягающий на первенство в Европе. И вот уже 20 лет они активно борятся за это звание, вручая самым молодым и талантливым фильмам.
"Love & Anarchy" – даже в 1988 это название не звучало революционно, поэтому, должно быть, это название пришло в голову организаторам фестиваля лишь в связи с юным возрастом и относительной неопытностью его участников. Идея была в том, чтобы объединить под одной крышей все странное, необычное и вызывающее полемику. И, несмотря на то, что Хельсинский Кинофестиваль входит в Европейскую Координацию Фестивальных Фильмов, участие в нем может принять кто угодно.
Достаточно лишь отправить на e-mail заявку и технические характеристики своей картины не позднее указанного срока (в этом году дедлайн был 30 июня).
На примере финнов делается очевидным, что
такие проекты при грамотной организации действительно способны со временем вырасти из местечкового события в грандиозное действо, так что всем новичкам, ступающим на этот путь, имеет смысл обращать внимание на опыт более успешных западных коллег.