Некоторые экспонаты удивляют и заставляют задуматься о том вкладе, что они вносят в мировое культурное наследие. Предлагаю подборку самых необычных предметов, выставленных в музеях мира, которые можно отнести не столько к историческим ценностям, сколько к объектам фетишизма.
Так, в Итальянском городе Равенна, в музее-библиотеке Классенсе, среди античной обстановки и древних книг, можно увидеть волосы и ногти Байрона. Знатная двадцатилетняя жительница Равенны Тереза Гамба, в замужестве Гуиччоли, была без памяти влюблена в Джорджа Гордона Байрона, страдала фетишизмом и собирала все, что связано с поэтом. В коллекцию слегка странной поклонницы также вошли использованные предметы гигиены известного автора.
По мнению галеристов, глубже понять личность Мерлин Монро поможет ее ночная шапочка, хранящаяся в музее Рипли в Голливуде. В экспозиции находится самая большая коллекция личных вещей актрисы, среди которых также находится остриженный локон, лицензионная коробка для ланча, кусочек платья из фильма "Some like it hot", несколько ее ночных сорочек.
В доме-музее Фриды Кало на всеобщее обозрение выставлен протез ноги художницы и ортопедические корсеты, которые, страдающая от многочисленных недугов художница, скрывала под одеждой и длинными юбками.
В брюссельский музей трусов политики и известные личности Бельгии и по сей день охотно дарят свои поношенное нижнее белье, подтверждая их сертификатом подлинности, ну а гости музея с удовольствием наслаждаются просмотров таких необычных экспонатов. Кстати, в музее трусов неоднократно случаются кражи экспонатов.
Для того, чтобы потомки хранили личные вещи долго и бережно, можно даже не иметь никакого таланта. Так, в музее донской полиции, хранятся ножи серийного убийцы Чикатило, его шляпа и очки, подвязанные бельевой резинкой вместо одной дужки. Кстати, достаточно большое количество людей в мире коллекционирует предметы, связанные именно с известными серийными убийцами и маньяками-психопатами. Собирают все: от рисунков и фотографий с автографами, до обрезков волос и ногтей.
Некоторые современные художники активно прониклись идеей, что все, что имеет отношение к известной личности, или в данном случае, к самому художнику, является достоянием культуры и стоит больших денег, что даже перестали создавать произведения искусства своими руками, а начали продавать… собственные отходы жизнедеятельности.
В 1961 году Пьетро выставил в галерее Pescetto в Риме 90 пронумерованных жестяных баночек диаметром 6,5 сантиметров под названием "merda d’artista", что в дословном переводе с итальянского языка означает "дерьмо художника". В каждой содержалось по 30 граммов каловых масс этого культурного деятеля. Примечательно, что все баночки были проданы из расчета по актуальному на тот момент биржевому курсу золота, помноженному на вес содержимого баночки. С течением времени цена на "merda d’artista" растет: они периодически появляются на аукционах, так, например, баночка под номером 83 была продана на аукционе Sotheby’s в 2008 году за 97250 фунтов стерингов. Ведущие музеи мира обзавелись собственными экземплярами "упакованного дерьма", их можно увидеть в Галерее Тейт Модерн в Лондоне, Музее Помпиду в Париже, Музее современного искусства в Нью-Йорке и музее Новеченто в Милане.
Еще один пример, когда место своего обитания художник превратил в произведение искусства, не прикладывая к этому высоких художественных способностей – это проект английской художницы Трейси Эмин. В 1999 году женщина представила инсталляцию "Моя кровать", выставленную сначала в галерее Тейт Модерн и затем номинированную на премию Тернера – самую престижную в Великобритании премию в области современного искусства.
Инсталляция представляет собой неубранную кровать, в которой Трейси провела несколько дней в период депрессии, и вокруг которой разбросан бытовой мусор, включая грязное белье и использованные презервативы. Спустя несколько лет данное произведение искусства было продано на аукционе Christie’s за 4б3 миллионов долларов.
Ну а за какими произведениями, представленными в музеях, кроется концептуальное искусство, за какими жажда наживы, простое любопытство или или фетишизм, – как всегда, решать зрителю.