С каждым месяцем стран, вовлеченных в бесчисленные конфликты на этой многострадальной земле, становилось все больше и больше. Ближний Восток буквально рвут на части. Стоит отметить, что за редким исключением страны-лидеры региона и другие заинтересованные игроки не используют национальные вооруженные силы для передела территории и сфер влияния.
Для решения этих задач они активно используют так называемые "прокси-войска". Конфликты сверхдержав ведутся по доверенности – вооруженные группировки, которые финансируются многочисленными заказчиками.
На этом фоне особняком выделяется группировка ДАИШ (террористическая организация, запрещенная на территории России). Согласно данным The Global Terrorism Index, они остаются лидерами по количеству убитых людей среди всех террористических организаций. По сути, ДАИШ – зверь, взращенный в кровавой мясорубке иракской и сирийской гражданских войн, и выпущенный на свободу с целью перекройки нынешнего геополитического ландшафта, границ, маршрутов газо– и нефтепроводов и финансовых потоков.
Первая сила сопротивления, с которой сталкиваются террористы, – бойцы армии Пешмерга, военизированные формирования в Иракском Курдистане. Дословно название расшифровывается с курдского языка, как "те, кто смотрит смерти в лицо". И это действительно так.
Мне и моим международным коллегам–журналистам и политологам довелось побывать в Эрбиле – столице Иракского Курдистана – в рамках трехдневного ознакомительного визита для международных делегаций. Принимающей стороной выступила Демократическая партия Курдистана. Для нас были организованны ряд встреч с министрами, партийными чиновниками, премьер-министром Нечирваном Барзани. Но главной целью стала встреча на передовой с бойцами армии Пешмегра.
Хочу отметить, что вопреки моим опасениям, Эрбиль оказался абсолютно безопасной зоной. На улицах, конечно, вы видите блок–посты, но в городе течет мирная жизнь.
В сопровождение машин протокола и полиции нас отвезли на передовую, в лагерь "Черный Тигр", в 15 километрах от Мосула. Лагерем руководит Сирван Барзани, чей позывной в далекие годы и был "Черный Тигр".
В полевых условиях у нас прошел круглый стол. Полковник Барзани был очень открыт, рассказал немного о планах и условиях жизни бойцов. Кстати, вопреки всем стереотипам в рядах армии Пешмерга воюют и женщины. Для них организован отдельный жилой корпус.
Замечу, курды очень гордятся бойцами Пешмерга. В городе можно увидеть плакаты армии и как граждане носят шевроны войск на одежде.
Борьба с ДАИШ проходила нитью через весь наш разговор с полковником Барзани. Там на передовой эта жуть ощущается кожей. В лагере "Черный тигр" нам показали ряд захваченных у террористов самодельных установок, которые поражают своей мощью и профессиональностью конструкций.
Террористы прокапывают километровые тоннели под землей, по которым они транспортируют людей, провизию, технику и боеприпасы. Это осложняет борьбу с ними с воздуха, потому что к ним стало практически невозможно подобраться. Террористы перемещаются от здания к зданию, от горы к горе, вырыв под землей связанную сеть подземных каналов.
Одну из самых сильных эмоций, за время поездки, я испытала при виде этой картины. Лики христианских святых обезображены террористами.
Нужно отметить, что на территории Иракского Курдистана христиане могут вести вполне свободное существование. Правительство даже выделило особую территорию в Эрбиле, где землю могут получать только христиане, а в кабинете министров Нечирвана Барзани работает один католик.
Что же касается действий террористов, то они целенаправленно варварски разрушают произведения искусства и объекты исторического наследия. Напомним о трехметровой статуи льва аль-Лат из Пальмиры, Храме Бэла. Это не просто столкновение культур, религий. Это столкновение цивилизации и варварства. Столкновение, где не должно быть стран или религий, национальностей и цвета кожи. Столкновение, где мы должны просто объединиться и дать отпор. И иного пути нет.
После всего увиденного мне очень хочется задать вопрос мировому сообществу, кто же финансирует такую мощную систему? Кто дает ей силы развиваться и крепнуть? Но, пожалуй, свой ответ на этот вопрос я опишу в отдельной статье.