По словам директора по пилотируемым программам государственной корпорации "Роскосмос", летчика-космонавта Сергея Крикалева, письма участникам программы МКС, в числе которых Центр управления полетами и Институт медико-биологических проблем Российской академии наук, уже направлены. В госкорпорации хотят услышать мнение, как сокращать экипаж и когда.
Бывший летчик-космонавт заявил, что кроме повышения эффективности в пользу сокращения численности экипажа говорит еще фактор уменьшения числа направляемых к станции грузовых кораблей. Также Крикалев сетует на задержки строительства новых модулей отечественного сегмента станции, запуски трех из них по разным причинам перенесены на 2017-2018 годы.
Как сообщает газета "Известия" в данном случае речь идет о многофункциональном лабораторном, узловом и научно-энергетическом модулях (МЛМ, УМ и НЭМ). Крикалев заявил, что изначально планировался запуск первого, а затем увеличение экипажа. Сейчас, с его точки зрения, три человека на российском сегменте МКС – некий перебор.
"Запуск МЛМ несколько раз откладывался, а экипаж увеличили. Так что, было бы целесообразнее до его ввода в строй иметь на МКС двух человек с российской стороны", – сказал директор по пилотируемым программам госкорпорации "Роскосмос".
"Можно продолжить зарабатывать на доставке иностранных астронавтов и туристов"
Впрочем, сокращение численности экипажа выгодно нашей стране еще с точки зрения заработка путем доставки астронавтов на МКС даже после того, как национальное аэрокосмическое агентство США (NASA) получит новые корабли. За доставку одного космонавта сейчас "Роскосмос" получает $55-60 миллионов. И, после 2018 года, по словам главного редактора журнала "Новости космонавтики" Игоря Маринина, эта статья доходов может сократиться.
"После того, как через два года иностранцы начнут летать на МКС своими кораблями, у нас освободится два из четырех судов в году. Имеет ли смысл сажать в них три человека, если можно посадить на освободившееся место одного условного туриста и получить за это деньги? Конечно, можно занять это место грузами", – задается вопросом эксперт.
Согласно проекту Федеральной космической программы на 2016–2025 годы, планируется потратить на работу российского сегмента МКС 252,1 миллиарда рублей. На содержание же станции в год уходит $6-6,5 миллиардов, из которых 50% платит NASA, а вторую половину делят между собой Европейское космическое агентство, Японское агентство по космосу и "Роскосмос".