Незадолго до Дня Государственного флага (22 августа) социологи "Левада-центра" поинтересовались у россиян, каково их отношение к государственным символам. Как выяснилось, граждане хорошо подготовились к предстоящему празднику: флаг есть у 47% соотечественников.
При этом у 11% – большой флаг, у 36% – флажок. Примечательно, что чаще всего флаги покупают молодые люди (60%), высокообразованные (52%), обеспеченные (62%), жители Москвы (52%) и сельских районов (52%).
Ситуацию прокомментировала специалист "Левада-центра" Карина Пипия. "В последние годы было много поводов обзавестись флагом: это и Олимпиада в Сочи, и чемпионаты мира, и крымская эйфория, когда люди вывешивали их у себя на балконах в знак солидарности с политикой руководства страны. Желание приобрести флаг России или футболку с изображением президента, а также готовность демонстрировать эти символы говорят о доверии к действующей власти", – цитируют ее "Известия".
Пипия добавила, что поскольку государственные символы выступают в качестве общих скреп многонациональной и поликонфессиональной страны, руководство страны прикладывает максимум усилий, чтобы повысить их узнаваемость. Так, одна из приоритетных задач в государственной программе патриотического воспитания граждан – привить уважение к флагу.
Отметим, что "Левада-центр" подготовил вопросы и о других государственных символах. Например, выяснилось, что большинство опрошенных знают наизусть слова гимна. В этом году готовы его подпевать 43% респондентов, что на 15% больше, чем десять лет назад. При этом лучше всего знают гимн россияне в возрасте от 18 до 24 лет.
Пипия, пояснила, что тот факт, что молодежь знает гимн лучше старшего поколения, объясняется отнюдь не меньшим уважением последних к государственным символам, а тем, что россияне, рожденные после перестройки, выросли при современном гимне. "В 2005 году мы задавали вопрос, знают ли граждане слова гимна СССР брежневских и сталинских времен. Большая часть россиян в первую очередь помнила слова последнего, "брежневского" гимна, при котором многие выросли. То, как со сменой поколений стирается историческая память, можно проследить и по данным других наших опросов. Например, молодые люди практически ничего не знают о событиях 1991 года, соответственно, не помнят и слова прежнего гимна", – отметила социолог.