"Наша твердая позиция – законопроект "О внесении изменений в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты России" в нынешнем варианте не должен быть принят. Законопроект требует значительной доработки, поскольку имеются существенные замечания экспертного сообщества по его ключевым вопросам. Многие из его норм приведут к увеличению размеров платежей населения, а последствия их применения плохо проработаны", – прокомментировал руководитель рабочей группы "Качество повседневной жизни" Валерий Фадеев результаты экспертного совещания.
На данный момент в Госдуме рассматриваются 74 поправки к законопроекту. При этом участники рынка, попадающего под регулирование данного законодательного проекта, высказывают не просто противоположные точки зрения на поправки, а множество разных позиций по одному и тому же вопросу.
Многие из поправок так или иначе затрагивают интересы различных бизнес-структур, однако главной заботой ОНФ в этом вопросе является защита интересов граждан. При этом многие из мер, упомянутых в законопроекте, могут привести к увеличению размеров платежей миллионов россиян. Это и переход на так называемую "жилищную услугу", в составе которой появилась плата за распечатывание и рассылку квитанций на оплату. Это и спорный вопрос о схеме сбора и прохождения платежей граждан: существующая практика участия Единых расчетных центров в этой цепочке приводит к появлению в этой системе посредника, оплачиваемого гражданами.
Большие вопросы вызывает блок поправок, относящихся к системе капитального ремонта. Некоторые поправки, по мнению экспертов ОНФ, могут привести к существенному снижению контроля над реализацией региональных программ капремонта, а также прямой угрозе сохранности средств, находящихся на счетах региональных операторов программ капремонта.
В частности, предусмотренная законопроектом возможность изменения краткосрочного плана капремонта без согласования с гражданами будет способствовать снижению исполнительской дисциплины органов власти, а также косвенно содействовать возникновению коррупционных рисков при организации капитального ремонта. При существующей низкой информированности граждан о ходе реализации программ капремонта такая поправка также приведет к дополнительному снижению доверия людей.
Подводя итоги экспертного совещания, модератор дискуссии Валерий Фадеев сказал, что противоречивость и спорность ключевых пунктов обсуждаемого законопроекта очевидна. По его мнению, данные противоречия нужно обсудить в первую очередь с точки зрения интересов населения, не перекладывая на людей издержки, связанные с низкой эффективностью ресурсных и снабжающих организаций, а также высокими рисками существующей финансовой системы. "Надо сделать так, чтобы эти противоречия были преодолены в ближайшее время, без этого принятие такого законопроекта опрометчиво и неразумно", – заключил Фадеев.