Россия исторически страдала альтруизмом в международных отношениях. Движимая понятием долга, соблюдая заключенные соглашения, вступала в различные союзы. И ей впоследствии приходилось горько об этом сожалеть.
Александр I спас Европу от Наполеона I, следствием этого явилось создание на западных границах Российской империи могучих Германии и Австро-Венгрии, цитирует политолог Виталий Третьяков записки двоюродного брата императора Александра III – великого князя Александра Михайловича. Дед Александра I – Николай I – послал русскую армию в Венгрию для подавления революции 1848 года и восстановления Габсбургов на венгерском престоле. В благодарность за эту услугу император Франц-Иосиф потребовал себе политических компенсаций за свое невмешательство во время Крымской войны. Император Александр II сохранил в 1870 году нейтралитет, сдержав таким образом слово, данное императору Вильгельму I, а восемь лет спустя на Берлинском конгрессе Бисмарк лишил Россию плодов ее побед над турками. Французы, англичане, немцы, австрийцы – все в разной степени делали Россию орудием для достижения своих эгоистических целей.
Эти размышления и привели Александра III к следующему заключению: союзники России – ее армия и флот. Сегодняшняя политическая ситуация заставляет спикеров разного уровня все чаще вспоминать это изречение. Хотя реальность, в общем-то, к подобному трагизму не располагает. "Изоляцию" России придумали политические элиты, следующие указаниям Вашингтона. Да и "в элитах" далеко не все с подобным курсом Запада согласны. Пример – визиты в нашу страну, несмотря на санкции, парламентариев из Германии, бывшего французского президента Николя Саркози и кандидата в будущие президенты Франции Мари Ле Пен. Италию и Грецию с их огромными симпатиями к русским тоже можно считать потенциальными союзниками – хотя заокеанские кураторы пока и не дают этому потенциалу раскрыться.
В общем-то, в современной политике даже такого понятия, как "друзья", не существует, отметил в беседе с корреспондентом Дней.Ру президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
"В основе современной дипломатии лежат крепкие партнерские отношения, которые формируются, как правило, под конкретную цель или задачу. Можно говорить о традициях "дипломатических друзей", которые складываются, но это далеко не всегда означает, что страна действует полностью в фарватере своего партнера. Если посмотреть на проекты и задачи, которые стоят перед Российской Федерацией, то по целому ряду направлений у нее есть достаточно серьезные партнеры. Конечно, ни о какой изоляции речь не идет", – подчеркивает эксперт.
Партнерами России выступают Китай и Индия. Абзалов напоминает, что у этих стран серьезное военно-промышленное сотрудничество с Москвой. Взаимодействие распространяется и на защиту общих интересов развивающихся стран в международных организациях. Китай, к примеру, никогда не выступает сам против тех ли иных инициатив США – но практически всегда поддерживает Российскую Федерацию в Совете Безопасности ООН, напоминает политолог.
И все же есть страны, которые в Москве могут безоговорочно назвать союзниками, считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.
"Союзниками России, конечно же, можно считать партнеров по интеграции – Белоруссию и Казахстан. Но это не значит, что они должны нас везде и всюду безоговорочно поддерживать. Наши отношения носят достаточно системный характер, связи достаточно укоренены, чтобы можно было говорить о союзничестве. В остальных случаях можно говорить о локальных союзниках. Есть, например, ситуативный союз России и Ирана вокруг сирийского конфликта. Но это не значит, что мы с Ираном союзники навсегда или даже надолго. Это ситуативный союз. И, в принципе, для такой державы, как Россия, стратегия ситуативных союзов, отношения без обязательств оптимальны. Это, конечно, не относится к ближайшим соседям, с ними отношения устойчивы", – заметил Ремизов.
Если сравнивать формально число стран, входящих, с одной стороны, в НАТО и ЕС, а с другой – в ЕврАзЭс и ОДКБ, то союзников у России не так уж и много. Но Россия в военном плане никогда не полагалась на чью-либо помощь, всегда была самодостаточна. Более того – освобождала от захватчиков территории союзных стран. Что же касается экономики: если Россия так слаба, как пытается это представить Запад, зачем надо было санкции вводить?