Однако уже на первых этапах – праймериз и сбора подписей – выяснилось, что "Демкоалиция" как альтернатива "Единой России" у населения не очень-то и популярна. По признаниям участников процесса сбора подписей, "дело не пошло" или пошло так медленно, что тревожные предчувствия овладели организаторами.
Более того, региональные общественники и политики, соблазненные заявлениями Навального и Ко относительно того, что именно они станут настоящими звездами этих региональных кампаний, вдруг обнаружили впереди себя в списках "варягов" и, не договорившись с новыми партнерами, стали покидать проект. Кампания "Демкоалиции", что называется, посыпалась еще быстрее.
Стало понятно, что выборы не выиграть, поэтому была оперативно применена принципиально новая модель: из "белых и пушистых" оппозиционеры превратились в "оскаленных и злобных". Агрессивные выпады в адрес местных властей и избиркомов с целью спровоцировать придирки и репрессии должны были помочь делу. План Б как раз и состоял, видимо, в том, чтобы максимально шумно соскочить с неудавшейся кампании. И теперь, как говорили политтехнологи в 90-х, концепция поменялась...
Вообще, складывается ощущение, что политтехнологические ухищрения 90-х годов (грязные выборы, черный PR и другие) вернулись в практическую плоскость в лице молодежи, принимающей участие в избирательной кампании под влиянием (даже, я бы сказал, воздействием) своих "мегаамбиций". Здесь есть и практический смысл.
Так, поощряя чудовищное самомнение непрофессионалов, сотрудникам можно вообще не платить за их услуги, объявляя волонтерами. А на волонтерах действительно профессиональную кампанию не построишь.
В результате прямого обмана своих партнеров по выборам (инцидент с Татьяной Котляр и другие), агрессивного ведения избирательного процесса, а также невозможности свалить всe, как прежде, на единороссов ("Единая Россия" как-то абстрагировалась, предоставив "Демкоалиции" свободу действий) несистемная оппозиция пришла к печальному итогу, просто провалив работу.
Теперь во всем этом хаосе разбившихся надежд и осколков болезненных амбиций необходимо найти хоть какой-то смысл. А он есть и довольно очевиден.
Настоящая цель этого безобразия – дискредитация института выборов в России, которые из-за постоянной доводки, шлифовки из-за критики со стороны зарубежных оппонентов стали вполне себе демократическими. Ну как потерпеть это, когда на фоне того же британского референдума о шотландской независимости, проведенного с чудовищными нарушениями, российские выборы становятся год от года лучше и лучше? Ведь тогда, на фоне успешно проведенной Олимпиады-2014, развития БРИКС и явных успехов в евразийской интеграции, рушится западная концепция образа России как страны отсталой, а поэтому якобы агрессивной.
Получается только, что несистемная оппозиция вольно или невольно льет воду на известно чью мельницу. Хорошо, если она делает это по простому недомыслию...
Очень точно сказал о работе несистемной оппозиции на этих выборах Георгий Албуров, соратник Навального: "Вывести власть за зону комфорта, заставить ошибаться и принимать необдуманные решения – это бесценно" (цитата по "Новой газете" от 3 августа 2015 года). Вот, собственно и все, что нужно было знать о роли "Демкоалиции" на этих выборах.
Выборы должны выявлять сильных политических игроков, их настоящие цели и расставлять точки над i. И пока этот механизм работает.
Специально для Дней.Ру – Алексей Мухин