Ровно год назад – 12 июня 2013 года – состоялся учредительный съезд Общероссийского народного фронта. За это время организации удалось добиться немалых успехов: проведено не одно расследование, запущен процесс выстраивания диалога между государством и СМИ. Какие проблемы удалось решить ОНФ за этот год – рассказывает член фронта Ольга Тимофеева.
Сопредседатель Центрального штаба ОНФ, член Российской академии телевидения Ольга Тимофеева
"Одной из причин появления на свет Общероссийского народного фронта (год назад прошел его учредительный съезд) была застарелая проблема: люди потеряли доверие к институтам власти, а чиновники перестали слышать людей. При этом никто не будет спорить, что трудно найти лучшего посредника во взаимоотношениях между обществом и властью, чем СМИ, не связанные зависимостью от чиновников. Но также непросто найти в России газету, радиостанцию, телеканал или интернет-ресурс, которые могли бы похвастаться партнерскими, равноправными отношениями с региональными или местными властями. Народный фронт смог запустить процесс выстраивания таких отношений.
Ситуации, сложившейся сегодня в этой сфере, был посвящен петербургский медиафорум ОНФ "Правда и справедливость" с участием лидера страны и общественного движения Владимира Путина. Главными участниками форума (где присутствовали и федеральные чиновники, и именитые медиаменеджеры) стали именно региональные журналисты, издатели, редакторы. Из их рассказов вырисовывается общая не радужная картина: региональные и местные власти упорно воспринимают СМИ только как собственный инструмент политического влияния, а журналистов – как личный обслуживающий персонал. Этим объясняются непомерные местные бюджеты на "информационное сопровождение", стремление не допустить появления в местных СМИ "негатива", использование их в качестве политической подпорки или дубинки. Это представление выражается и в повсеместной практике финансирования местных и региональных СМИ, когда деньги получают только "свои" издания. Об этом говорил, например, Александр Осипов, генеральный директор Волгоградского информационного агентства "Высота 102", который рассказал о практике управления местными СМИ прежними руководителями региона.
Всего этого могло не быть, если бы власть и СМИ изначально имели общественный договор: мы стараемся честно работать, а вы честно пишете, как это у нас получается. Проект такого договора и попытались набросать в Санкт-Петербурге журналисты и "фронтовики". Они пришли к выводу, что требуется взаимодействовать, а не подчиняться, действовать в режиме диалога, а не диктата – неважно, с какой стороны ("лихие 90-е" доказали, что возможен и диктат со стороны СМИ, особенно отстаивающих интересы крупных бизнес-структур). В этой ситуации именно Народный фронт способен помочь выстроить новые отношения, взять, когда это требуется, на себя функцию посредника в спорах между чиновниками и редакциями.
С этой целью центральный штаб ОНФ в мае принял решение создать две структуры для помощи региональным и местным СМИ – Центр правовой поддержки и Фонд грантовой поддержки журналистов под названием "Правда и справедливость". Фонд занялся грантовой поддержкой журналистов, которые пишут об актуальных для страны темах – реализации "майских указов" Владимира Путина на местах и нарушениях при осуществлении государственных и муниципальных закупок. Центр правовой поддержки будет приходить на помощь местным журналистам, которые оказались в сложной ситуации, например, если недовольный их работой чиновник или бизнесмен мешает распространению тиража газеты или пытается отсудить крупный штраф.
Журналисты тут же откликнулись на возможность конструктивно выстраивать отношения. Большинство из них могли бы согласиться со словами главреда "Нижегородской правды" Татьяны Метелкиной о том, что Фронт первым начал слышать проблемы журналистов, которые добиться понимания от официальных госструктур зачастую не могли.
К сожалению, правозащитники из ОНФ еще не начали разбирать жалобы и помогать провинциальной прессе, а реакция на местах уже последовала, причем не всегда адекватная. Некоторые чиновники в регионах восприняли участников медиафорума как жалобщиков или даже клеветников – с соответствующими оргвыводами.
Выступление сотрудника медиахолдинга "Прима Медиа" Руслана Овчинникова вызвало агрессивную реакцию экс-мэра Южно-Сахалинска Андрея Лобкина. На проходившей в рамках Форума встрече с Путиным журналист поднял вопрос о давлении местных властей на прессу после публикаций о сомнительных закупках и видах на жительство в США Лобкина и его семьи. Несколько дней спустя бывший южносахалинский мэр потребовал от руководства холдинга полной информации о сотрудниках, участвовавших в медиафоруме. Он попросил предоставить сведения о должности и месте работы Овчинникова. Интересно, как он собирался распорядиться этой информацией?
Еще показательней реакция главы Тункинского района Бурятии Андрея Самаринова и главы региона Вячеслава Наговицына на выступление главного редактора газеты "Аршан" Андрея Зарубина. Журналист упомянул о странной закономерности: подавляющее большинство муниципальных контрактов выигрывает фирма с аналогичным названием компании бывшего бизнесмена Самаринова. В ответ Самаринов заявил, что Зарубин "позорит Бурятию глупыми вопросами", а Наговицын и вовсе назвал утверждения главного редактора "Аршана" клеветой.
Народный фронт был вынужден обратиться в Генпрокуратуру с просьбой проверить факты давления на журналистов. В разбирательство втянуты следователи Следственного комитета, сотрудники ОБЭП, субъекты конфликтов тратят время не на работу, а на доказательство своей правоты.
Но есть и позитивные примеры. После вмешательства в ситуацию Центра правовой поддержки в Томске возобновило вещание одно из самых популярных областных СМИ – телекомпания "ТВ-2". Вещание было прекращено из-за поломки кабеля, Роскомнадзор грозил отозвать у телекомпании лицензию, местные жители выходили на митинги в защиту любимого СМИ. Региональным и федеральным активистам ОНФ удалось наладить диалог между телевизионщиками, вещателями и надзорными органами, добиться оперативного устранения препятствий для того, чтобы омские тележурналисты вновь могли выходить в эфир.
Не только в Томске – во многих регионах оживились, воспряли духом журналисты, оценившие новые перспективы. Появилась надежда, что изменят информационную политику и местные власти, будут восприимчивее к сигналам извне. ОНФ исходит из того, что свободной стране нужна свободная, качественная журналистика, равно как и эффективная, способная к сотрудничеству власть, свободная от привычки помыкать "информационной обслугой".