Иностранные автогиганты, лоббировавшие снижение тарифов на ввоз в Россию автокомпонентов, могут быть довольны. Минэкономразвития и Минпромэнерго готовы снизить пошлины на запчасти с 10% до 3%. По некоторым подсчетам, это приведет к снижению цен на иномарки примерно на 7%. Вчера замдиректора департамента промышленности Минпромэнерго Николай Сорокин заявил журналистам, что его ведомство предлагает снизить таможенные пошлины на ввоз зарубежных комплектующих для сборки автомобилей с 10% до 3%. Подешеветь может ввоз лишь запчастей для промышленной сборки. По мнению Сорокина, это подтолкнет иностранные компании к открытию производств в России, пишут "Ведомости". По словам источника в Минэкономразвития, которое должно одобрить эти предложения, они обсуждаются с 2002 года. Сейчас чиновники пишут проект постановления правительства о снижении пошлин, но пока не могут точно определить критерии, по которым автокомпоненты для промсборки можно будет отличить от остальных запчастей. Иностранные производители отнеслись к идеи с энтузиазмом. А российские автопроизводители, рассчитывающие создать СП с иностранцами, надеются, что меньшие пошлины позволят им быстрее убедить партнеров. И считают это "хорошим инвестиционным стимулом". Но один из заместителей директора "АвтоВАЗа" убежден, что снижать пошлины разумно лишь на те комплектующие, которые у нас не производятся.
Сегодня в России, по данным "Газеты", работают шесть конвейеров, выпускающих иномарки. Это завод Ford во Всеволожске, совместное предприятие "GM-АвтоВАЗ" в Тольятти, московский завод "Автофрамос" (Renault), калининградский "Автотор" (Kia и BMW), Hyundai на Таганрогском автозаводе и "ИЖ-Авто", выпускающий Hyundai и Kia в Ижевске. Суммарные иностранные инвестиции, привлеченные в российский автопром, оцениваются в $800 миллионов.
Но правительству этих средств кажется мало. По мнению аналитиков, правительство Михаила Фрадкова намерено привлечь иностранный капитал в отечественный автопром за счет послабления ввозных пошлин на комплектующие (вплоть до беспошлинного ввоза) иностранным концернам, собирающим машины в России. В отличие от правительства Касьянова, которое напротив старалось повышать пошлины для поддержки отечественного производителя, но добилось лишь увеличения цены на российскую продукцию.
Эксперты отмечают, что снижение пошлин на ввоз комплектующих скорее окажется на руку уже присутствующим в России компаниям. Они смогут снизить за счет этого цены на готовую продукцию (Ford, Renault, Hyundai) до 7%. Тем временем о собственном производстве в России задумались уже многие компании. Так, японская Toyota планирует к 2008 году построить в Нижегородской области завод, который сможет выпускать 100 тысяч автомобилей в год. Volkswagen рассматривает возможность строительства конвейера в подмосковном Ступино. Прийти в Россию может и японский Nissan.
Эксперты ожидают борьбы за потребителя в ценовой категории около $10 тысяч. Тем более что новинки отечественных производителей - "АвтоВАЗа" и ГАЗа - вплотную подобрались к этой отметке. Эксперты считают, что у российских производителей остается последний шанс определиться со своим будущим: выбрать самостоятельное развитие, создать СП с иностранцами или сворачивать производство, как уже произошло с "Москвичом".