Владимир Путин подписал поправки к закону "О рекламе", значительно ограничивающие рекламу пива. 5 сентября они уже вступят в силу, существенно изменив рынок продаж пива. Пока же телеканалам предстоит решить, что делать с трансляциями спортивных соревнований, спонсорами многих из которых являются пивоваренные компании, пишет "Коммерсантъ". Согласно тексту подписанного президентом законопроекта, поправки к закону "О рекламе" вступают в силу через десять дней с момента опубликования. Исключение составляет только параграф, касающийся использования "образов людей и животных". Их пивовары должны исключить из своей рекламы только 1 января 2005 года. Среди прочих с 5 сентября вступает в силу и поправка, запрещающая показ пивной рекламы на телевидении с 7 до 22 часов.
Сегодня один из вопросов, что делать со спортивными трансляциями, спонсируемыми пивоварами. Например, Лигой чемпионов, основные матчи которой пройдут осенью, или чемпионатом России по футболу. С финансовой стороной вопроса все более или менее ясно. "Снятие спонсорской рекламы из эфира спортивных трансляций - классический форсмажор. Поэтому никаких компенсаций не будет,- говорит гендиректор группы компаний "Видео Интернешнл" Сергей Васильев. - Если кто-то уже внес предоплату, мы либо вернем деньги, либо учтем оплаченное в рамках новых контрактов". С самими трансляциями дело обстоит несколько сложнее, хотя пока на телеканалах говорят, что особых проблем не будет. К примеру, большинство матчей Лиги чемпионов по футболу транслируются после 22.00. В тех же случаях, когда будет необходима прямая трансляция домашних матчей российских команд (они начинаются до десяти вечера), каналы рассчитывают договориться с правообладателями. "Мы предвидели такую ситуацию и обратились с просьбой к UEFA. Вероятно, в UEFA пойдут нам навстречу и заменят рекламу пивного спонсора на рекламу одного из трех оставшихся партнеров лиги",- заявил источник в НТВ. Оптимистично настроены на телеканалах и в отношении трансляций российского футбола. "Пока у нас конкретных решений нет, с этими вопросами будут разбираться наши юристы,- говорит гендиректор канала "Спорт" Василий Кикнадзе.- Но мне кажется, что эта проблема нас коснется в меньшей степени. Решать ее в первую очередь придется правообладателям, например, Российской футбольной премьер-лиге, партнером которой является "Балтика". В компании "Балтика" вчера отказались от комментариев. А президент РПФЛ Евгений Гинер неожиданно заявил, что у "Российской премьер-лиги нет спонсорского договора с "Балтикой". Стоит также отметить, что в спортивных организациях пока не собираются отказываться от партнерства с пивоваренными компаниями. Так, гендиректор Российского футбольного союза Александр Тукманов заявил изданию, что спонсорский контракт с компанией Efes остается в силе. Более того, в ближайшее время РФС планирует провести фотосессию для Efes с запрещенными теперь образами футболистов--участников сборной России. Впрочем, возможно, что телевизионщикам и не придется ломать голову над тем, что делать со спортивными трансляциями. Единогласно проголосовав за "пивные" поправки месяц назад, депутаты Госдумы тут же стали говорить о необходимости их корректировки. Говорили они об этом и вчера. "Закон путаный и явно политизированный",- заявил депутат Госдумы Виктор Семенов. А зампред комитета по экономполитике Госдумы Владимир Мединский сообщил изданию, что он будет вносить поправки о снятии запретов на показ рекламы во время телетрансляций, а также использование образов животных и людей.
Тем временм пивовары не скрывают, что из-за вводимых запретов на рекламу пива по телевидению, они уже продумывают альтернативные варианты продвижения своей продукции. Аналитики рынка наружной рекламы заявили "Коммерсанту", что в 2005 году затраты пивоваров на этот вид рекламы вырастут вдвое, достигнув $50 миллионов в год. Значительного роста пивной рекламной активности ожидают и участники рынка BTL-рекламы. Ожидается, что производители пива будут больше внимания уделять промо-акциям и нестандартной рекламе.