В Москве продолжается передел столичного рынка нефтепродуктов в пользу крупных компаний. Это и не удивительно: в столице рынок нефтепродуктов — самый быстро растущий и платежеспособный в России, на нем самый высокий оборот на одну АЗС. Так что столичные автозаправочные сети представляют большой интерес для любой крупной нефтяной компании. Вот и раздел сбытовой сети "Славнефти" совладельцы этой компании — ТНК-ВР и "Сибнефть" – начали именно со столичных АЗС. В результате доля этих компаний на московском розничном рынке нефтепродуктов в скором времени существенно вырастет. Наращивать свое присутствие на столичном рынке собирается и "ЛУКОЙЛ". Из запланированных на этот год $170 миллионов инвестиций на развитие сетей АЗС в стране большая часть будет израсходована в Москве и области. Компания уже приобрела в московском регионе "серьезные сети" и сейчас оформляет соответствующие документы, говорит Журавлева. А к концу года, по ее словам, у "ЛУКОЙЛа" в столичном регионе будет уже 100 собственных АЗС по сравнению с 38 на данный момент (10 из них — в Москве) и еще 81 АЗС будет работать под брэндом компании по договору франчайзинга. Как рассказал "Ведомостям" один из операторов рынка АЗС в Москве, в сентябре "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт" завершит приобретение ряда автозаправочных фирм. По оценкам экспертов, каждая из станций в зависимости от их качества и месторасположения стоит от $600 000 до $1 миллиона. Процесс поглощения небольших независимых автозаправщиков нефтяными холдингами будет продолжаться и в дальнейшем. Эксперты видят причину этого в самом построении российского рынка, когда подавляющим большинством НПЗ владеют вертикально-интегрированные нефтяные компании холдинги. Нефтяные компании получают основной доход в добыче и переработке и считают, что для розницы достаточно 5%-ной рентабельности. Независимым же розничным торговцам для выживания нужна рентабельность в 15-20%. А остановить концентрацию розничного рынка сможет либо прекращение трансфертного ценообразования, либо отделение добычи нефти от ее переработки.