С приходом лета усилился рост цен на моторное топливо. Это подвигло Федеральную антимонопольную службу ФАС активизировать борьбу с бензоторговцами. Они, по мнению чиновников, нарушают закон о конкуренции. За последний месяц в разных регионах России территориальными управлениями (ТУ) ФАС возбуждено несколько дел в отношении компаний, подозреваемых в ценовом сговоре, пишут "Ведомости". Однако практика показывает, что подобными мерами вряд ли удастся справиться с удорожанием нефтепродуктов. Еще в начале июня правительство озаботилось ростом цен на нефтепродукты, и премьер-министр Михаил Фрадков поручил чиновникам изучить проблему. Они это сделали и, как сказали изданию в Минпромэнерго и Минфине, никаких экстраординарных мер предлагать не стали в надежде на то, что повышающиеся с 1 августа вывозные пошлины на нефтепродукты автоматически стабилизируют внутренний рынок. Но действовать решило антимонопольное ведомство. По словам заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина, служба постоянно наблюдает за социально значимыми рынками, в том числе и за бензиновым. По его словам, за последние месяцы ФАС завела около десятка дел в разных регионах по поводу возможных ценовых сговоров между участниками рынка. Как правило, дела возбуждаются по признакам нарушения статьи 6 закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, которая запрещает согласованные действия конкурирующих компаний с совокупной долей на рынке определенного товара более 35%, направленные на установление цен. В начале июня в поле зрения ТУ ФАС по Ставрополью попало 10 операторов местного топливного рынка, в том числе “дочки” “ЛУКОЙЛа”, ЮКОСа и “Роснефти”, которые одновременно повысили цены на высокооктановые бензины. Управление признало их действия согласованными и выдало предписание прекратить нарушение и внести в бюджет необоснованно полученную часть прибыли. 30 июля территориальное подразделение ФАС по Астраханской области рассмотрит дело в отношении “Астраханьгазпрома” и “ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукта”, которых подозревают в согласованном повышении цен. На прошлой неделе ТУ ФАС по Калининградской области те же претензии предъявило дочерним сбытовым предприятиям “Сургутнефтегаза” и “ЛУКОЙЛа”. Рассмотрение дела назначено на 29 июля. А вчера прошло слушание дела в Ямало-Ненецком округе, где в монопольном манипулировании ценами обвиняются “Роснефть-Ямалнефтепродукт” и “ЛУКОЙЛ-Югра”. В совокупности эти компании контролируют 95% топливного рынка региона. Как рассказал “Ведомостям” руководитель Западно-Сибирского ТУ ФАС Олег Печерин, компаниям было предписано до 10 августа привести розничные цены на бензин “в состязательный уровень” и не допускать впредь “согласованных действий по одновременному повышению или понижению цен на бензин”. Печерин пояснил, что компании не должны устанавливать одинаковые цены на бензин, так как у них разные затраты. Во всех компаниях — фигурантах дел возможность сговора начисто отрицают. А мнения экспертов насчет того, как государству следует поступать в нынешней ситуации, расходятся. Анатолий Голомолзин из ФАС считает, что проблема в отсутствии у государства механизмов воздействия на участников рынка. По его мнению, существующий механизм в большей степени имеет фискальный характер и в меньшей — регулирующий. Чиновник ФАС предлагает устанавливать пошлины на нефтепродукты, основываясь на сезонности. Он считает, что, хотя его служба и способна повлиять на ситуацию, нужны более серьезные санкции к монополистам — вплоть до уголовной ответственности.