С нового года "АвтоВАЗ" в очередной раз планирует поднять отпускные цены. Это будет уже четвертым подорожанием вазовской продукции за год. На фоне все увеличивающихся продаж иномарок в России рыночная доля основного отечественного производителя легковых автомобилей стремительно сокращается. С 1 января ожидается новое повышение - в целом по модельному ряду на 2-3%, пишет "Газета". Это означает для "АвтоВАЗа" потерю позиций в конкуренции с иномарками в низкой ценовой нише. По данным АСМ-Холдинга, за 9 месяцев этого года с конвейеров заводов на территории России сошло 839 052 легковых автомобиля, что на 13% больше, чем за тот же период 2003 года. "АвтоВАЗ" за это время смог увеличить свое производство лишь на 4,3%, что по меркам стремительно растущего российского автомобильного рынка выглядит скорее как неудача. Об этом же свидетельствует и падение доли вазовской продукции в общем объеме легковых машин, проданных в России. За год она снизилась с 47 до 42%. Не помогло "АвтоВАЗу" и повышение пошлин на ввоз главного конкурента прошедших лет - подержанных иномарок.
Свой выбор россияне все чаще останавливают на новых иномарках в дешевом ценовом сегменте. За год доля продаж новых иномарок на российском рынке возросла с 15 до 25%. А по объему вырученных средств иномарки уже давно обогнали объем продаж отечественных автозаводов. Эксперты ожидают, что по итогам 2004 года иномарок в России будет продано примерно на $8,5 миллиардов, тогда как за отечественные авто удастся выручить около $5,5 миллиардов. К тому же практически все российские автозаводы столкнулись в этом году с падением прибыли. Так, вчера были опубликованы финансовые показатели "АвтоВАЗа" за первое полугодие нынешнего года. Согласно отчетности по МСФО чистая прибыль ОАО "АвтоВАЗ" по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась на 13% - до 3,03 миллиардов рублей. На заводе говорят, что виной тому рост цен на энергоресурсы и металлы. Удорожание ресурсов поставило "АвтоВАЗ" в крайне затруднительное положение: завод вынужден повышать цены на свою продукцию и в то же время сталкивается с все более острой конкуренцией со стороны дешевых иномарок. Так, наиболее популярные модели десятого семейства Lada стоят сегодня в базовой комплектации около $7,5 тысяч. С кондиционером, подушкой безопасности, гидроусилителем руля и другими необходимыми атрибутами современного автомобиля стоимость "десяток" доходит почти до $10 тысяч. В этом ценовом сегменте с Lada уже сегодня остро конкурируют некоторые иномарки.
По словам президента Объединения автопроизводителей России Евгения Левичева, несколько поправить положение "АвтоВАЗа" на рынке может начавшийся выпуск автомобилей Kalina. В следующем году завод планирует сделать 30-40 тысяч этих малолитражек, а к 2007 году выйти на проектную мощность в 220 тысяч авто. Однако с учетом прогнозов по общему росту рынка даже при самом оптимистичном варианте доля "АвтоВАЗа" снизится до менее чем 40%.
Самое масштабное подорожание автомобилей под маркой Lada - в среднем на 4-6 тысяч рублей - произошло в октябре. Представители завода объяснили этот факт переходом на новый 1,6-литровый мотор. Кроме того, Lada дорожала в начале года, в феврале и в марте. А общее повышение за год составило, по оценкам автодилеров, около 7%.