Лента новостей

Среда 16 июля

21:02Как быстро отличить животное, заболевшее бешенством 20:03Тест: Угадайте советский мультфильм по описанию дома 19:06Следуя этим советам, вы точно преумножите свой урожай этой осенью 18:32Погасшая звезда ски-кросса: ушел из жизни бронзовый призер Олимпиады 17:08Прорыв в медицине: болезнь Паркинсона теперь можно выявить за годы до симптомов 16:09Уникальный кино-тест: угадай советский фильм по кадру с наливным яблоком 16:04Ушла эпоха: скончалась последняя муза знаменитого модельера и живой символ моды 15:50Билан сообщил драматические подробности кончины своего легендарного продюсера 15:36Кто понял жизнь, тот не спешит: о чем говорил Омар Хайям, что скрыто за этой фразой 15:25В нашей памяти навсегда: ушла из жизни боготворимая звездами Заслуженная артистка 14:39 Эту загадку для первоклассников не могут разгадать даже великие умы 13:36Тест: Узнай советский фильм, зашифрованный в этом фразеологизме 13:12Ни в коем разе: Роспотребнадзор назвал самые опасные суши, которые нельзя покупать 12:21Мир литературы понес невосполнимую утрату – ушла из жизни выдающаяся писательница 12:17До 108 лет: Ирина Нельсон исключила из рациона мешающие жить долго продукты 11:47Ученые опровергли миф о том, что дети хуже переносят жару, но есть нюанс 11:11Эти 5 фраз Сократа полностью заставят вас пересмотреть свою жизнь 10:24Футбольный мир скорбит: ушел из жизни великий спортсмен 04:45ТЕСТ: Узнай советский фильм по ошибке в речи героя 00:37Ничего не покупайте и сидите дома: как провести 16 июля 2025 года – этому учили нас предки 20:26Как оптические часы меняют нашу реальность? 18:52Не делайте это никогда: назван самый опасный тренд в ТикТоке 18:50"До конца не понимаем": шансонье Кемеровский высказался о поступке Пугачевой 17:12Громкий скандал в мире шоу-бизнеса: названы предатели родины, зарабатывающие на русских 16:20Как установить эмоциональную связь: секреты зрительного контакта 15:29Невосполнимая утрата: ушел из жизни культовый вдохновитель жанрового кино 15:07Скорбим: ушла из жизни легенда отечественного рока – ее одна потеря для страны 14:19Оборвалась нить анимационного волшебства: ушел из жизни великий создатель любимых мультфильмов 13:44Сын без утайки рассказал об оставленных королем шансона Михаилом Кругом ценностях 13:32Ушел из жизни популярный актер, режиссер и телевизионный продюсер 13:05Не испортить отдых. Вопрос здоровья 12:23Пересадка запрещена, но газон постричь можно: что стоит делать в саду 15 июля 2025 года согласно лунному календарю 11:06Тест по советским фильмам: Угадайте, кто сказал эту фразу! 10:5215 июля: табу на тряпку или можно навести чистоту? Узнай, чтобы не навлечь беду! 10:08Невосполнимая утрата: мир спорта прощается с выдающейся личностью 04:09Читаем в июле: актуальные новинки русских и зарубежных писателей 00:17Остерегайтесь этого 15 июля, в день Берегини, чтобы не потерять все деньги 21:08Тест: Узнай любимый фильм СССР по кадру с объятиями 20:08Самое массивное слияние черных дыр: как ученые поймали гравитационные волны 19:08Не стало легенды кинематографа: мир потерял еще одну звезду с громким именем 18:24Тест: Угадай советский мультфильм по дате его выпуска 17:07Мир прощается с легендой телевидения: ушла целая эпоха 16:09Мелочи, которые укрепляют любовь: почему совместное мытье посуды делает отношения крепче? 15:22Тест: Как хорошо вы помните уроки всемирной истории? 13:39"Я на них наложил": 73-летний Олег Газманов высказался о введенных против него санкциях 13:20Тест: угадай советский фильм по описанию главного героя 13:03"Скрывала от них": чужой человек шокировал детей правдой о Маргарите Суханкиной 12:46Названа дата конца света: это предсказывала еще бабушка Ванга 12:38Собянин: До 2027 года в Москве будет построено еще несколько пешеходных мостов 12:30Ушел выдающийся российский актер, режиссер и сценарист: страна потеряла заметную фигуру в мире искусства
685
400
true
Дни.ру
1
5
4.7
96
info@dni.ru
+7 (495) 530-13-13
ООО «Дни.ру»
235
35

Социология и метрика интернет-СМИ

7773

Социология интернета развивается стремительно и динамично в силу естественного развития изучаемого объекта – интернет-СМИ. Социология – это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функциях социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов.

Социология рассматривает интернет-СМИ как способ коммуникации, оказывающий влияние на жизнь людей.Интернет-СМИ относятся к институтам социальной коммуникации, отражающий определенные потребности и интересы различных общественных групп людей. 

Социологи изучают влияние интернет-СМИ на жизнь человека. Чем обусловлено это влияние, а также, последствия использования данного вида коммуникации. Словом, социология изучает причинно-следственные связи в коммуникациях и по возможности пытается спрогнозировать происходящее, установив логические закономерности процессов.

Социология изучает предмет теоретическим и эмпирическим способом. В первом случае, выявляется социальная сущность и законы функционирования изучаемых объектов. Во втором, ориентируется на эмпирические (прикладные) данные, получаемые в результате исследования или построенные на проверенной статистике.

Основными потребителями эмпирических исследовании являются медиа-менеджеры (маркетологи, медиапланеры, аналитики, продюсеры) самих интернет-СМИ, которым эти данные необходимы для контроля и управления своими проектами. Как правило, данные исследования (медиаметрия) являются стандартными и универсальными для различных специалистов (рекламщиков, рекламодателей, маркетологов). На основе медиаметрики разрабатывается медиапланирование. 

Современные способы исследования интернет-СМИ позволяют получать не только абсолютные показатели посещаемости ресурса, – этого сейчас недостаточно для бизнес-планирования. Для современного рекламодателя важны данные об аудитории ресурса, его покупательная способность, социальная и демографическая принадлежность, а также поведенческие особенности. Можно сказать, что в этом срезе изучения СМИ маркетинговые и социологические подходы совпадают. 

Исследуя интернет, социологи выявили противоречия и социальные проблемы, которые могут быть рассмотрены на личностном, групповом и общественном уровнях. Личностные проблемы обусловлены неравенством людей в плане доступности получения и использования информации.

Низкая платежеспособность большого сегмента интернет-пользователей в России не позволяет модернизировать компьютеры или перейти на широкополосный высокоскоростной и, как следствие, более затратный тарифный план. Все это породило цифровое неравенство среди населения.

Огромное значение имеет проблема выбора контента, потому что изобилие ресурсов в Сети не гарантирует их массовое использование. Владельцы интернет-СМИ для успешного существования заинтересованы прежде всего в выживаемости своего бренда и используют только коммерчески оправданные материалы, но эта зависимость приводит к деформации в отборе контента. Основной тренд – это зрелищность формата ток-шоу, максимальная таблоидность (желтизна) и громкость заголовков для привлечения как можно большего числа потенциальных потребителей в коммерчески-ориентированных СМИ. 

Рекламодатели ищут наиболее платежеспособных потребителей, а владельцы СМИ всячески стараются завлечь последних, размещая контент, наиболее подходящий для их социальной ниши. И этот ориентир для фокус-группы потребителей еще сильнее увеличивает неравенство в Интернете. Таки образом, доступность информации в Интернете обусловлена не идеей, например, глобального равенства, а необходимостью удовлетворять потребности различных групп Интернет-пользователей.

Еще одна сложность – это привлечение личности к участию в массовых коммуникациях. Хотя это и не является гарантом расширения круга потребителей.

Особое внимание стоит уделить проблеме, которая формируется на личностном уровне и проявляется в дальнейшем на групповом и на глобальном общественном уровне. Эта проблема в размывании собственной идентичности под влиянием Интернета. Бесконечное количество возможностей для вступления в виртуальные связи и онлайн жизнь в каком-либо притянутом образе, "в маске", атрофирует способности к самоопределению.  

На личностном уровне активно изучается ещё одна проблема – это влияние Интернета на культурные навыки человека. Одни в этом видит естественные издержки технического прогресса, а другие опасаются, что Сеть выталкивает привычную "живую" культуру общения. 

Социальные функции Интернет-СМИ

По словам американского обществоведа Г. Лассуэлла, социальные коммуникации выполняют три главные функции:

  • Контролируют окружающую действительность
  • Коррелируют отношение различных социальных субъектов к действительности
  • Позволяют передавать знания, культуру, традиции последующим поколениям

Универсальность указанных функции вобрали в себя и интернет-СМИ. Средства коммуникации связывают людей и служат им как средство для общения.

Коммуникация в интернет-СМИ состоит из производителя информации с одной стороны и множеством Интернет-пользователей, с другой стороны. Ключевое свойство Интернет-СМИ – это трансграничность, т.е. отсутствие привязки общения к местоположению в пространстве.

В интернет-среде не только журналисты или блогеры, но и сама аудитория может принимать участие в общении. Это и обсуждение статей и постов в комментариях и на форумах, заполнение онлайн-анкет, участие в опросах, отсылка собственных материалов, "голосование" на сайте и т.п. Это одна из специфичных коммуникативных особенностей интернет-СМИ по сравнению с традиционными СМИ. 

В соответствии с общим принципом всех электронных СМИ информация открыта и доступна в Сети для каждого, за исключением платного контента и (или) "по подписке". Но равный для всех доступ к информации, упомянутый ранее, это одна из ключевых проблем в исследовании Интернета. 

Интернет-СМИ обладают функциями, которые присущи и обычным СМИ:

  • Оперативность освещения текущих событий
  • Освещение жизни социума
  • Универсальность тематик, даже если ресурс отраслевой и узкоспециализированный
  • Разнообразие различных материалов

Так как задача СМИ – передача информации, то онлайн-ресурсы также способны формировать картину дня, актуальный тренд обсуждения, фокусировать и влиять на общественное мнение и внимание к определённой теме. Использование медиа-контента (фото, видео) облегчает информационное восприятие контента.

Гипертекстуальность позволяет делать материалы более объемными по наполнению и богаче в визуальном восприятии. А оперативность освещения событий и быстрота реагирования на изменения в новостном пространстве, в отличии от обычных газет, переводит интернет-СМИ в самый скоростной поставщик информации. Указанные качества позволяют выполнять ценностно-регулирующие функции в интернет-среде среди читателей СМИ. 

Электронные издания раскрыли концептуально новую степень свободы в обмене информации. Причем ни один социальный институт больше не может выполнять функцию обычного СМИ информировать и одновременно обсуждать события, например, в формате форума мнений или комментариев.

СМИ обладает социально-организаторской функцией, когда является участником функционирования реальных социальных институтов, сотрудников отдельной отрасли или членов общественной организации. А также социально-креативной функцией, когда СМИ способно создавать среду для создания социальных общностей, которые могут существовать только благодаря коммуникациям. 

СМИ сегодня рассматриваются как публичная плоскость, которая объединяет в себе взаимодействие главных социальных субъектов: власти, общества, бизнеса, которые при участии журналистов перетекают в формат обсуждения и обмен мнениями. Так называемая "цифровая демократия" способна сократить дистанцию повседневных насущных проблем граждан от представителей власти. Таким образом, коммуникативное участие СМИ выполняет также функции форума и канала социального участия. 

Интернет – это сфера, в которой стираются не только границы пространства, но и ограничения между различными видами человеческого бытия: работой и домом, бытом и семьей, развлечением и обучением и т.д. Инструменты для обеспечения информацией этих видов жизнедеятельности находятся в едином медийном пространстве, поэтому любые границы между информационными массивами условны. Интерактивные возможности изначально не связывали с развлекательными целями, т.к. не выдерживали конкуренцию с возможностями сферы развлечении на телевидении.

С течением времени картина изменилась. Постепенно развилась тенденция, что помимо инструментов познания мира, обучения, общения интернет становится глобальным средством развлечения. Таким образом, обозначим и развлекательную функцию в дополнение к вышесказанным.

Мы рассмотрели социальные функции интернет-СМИ, коснувшись ряд важнейших аспектов взаимодействия и коммуникации в интерактивном пространстве. Развитие социологии интернета было бы немыслимо без эмпирических исследовании. 

Эмпирическое исследование – это установление и обобщение конкретных социальных фактов посредством их регистрации или измерения. Например, определение пола, рода деятельности, образования и возраста – это измерение. На основе фиксации единичных признаков, которые присущи одному объекту, подсчитываются и множественные признаки, актуальные для совокупности множества эмпирических объектов.  

В социологии основные направления эмпирических исследовании основываются на структурной модели Г.Ласуэлла, который еще в 40-х годах прошлого века выделил пять элементов, изучение которых отвечает на вопросы: 

  • Кто говорит? /коммуникатор/
  • Что (о чем) говорят? /контент/
  • По какому каналу? /тип организации коммуникации/
  • Кому говорит? /аудитория/
  • Какой эффект? /последствия коммуникации/

Эмпирические исследования интернет-СМИ охватывают все пять пунктов Ласуэлла, опираются на социологическую теорию и на правила сбора эмпирической информации. Наиболее мощным и значимым направлением эмпирических исследовании интернет-СМИ является изучение аудитории, которое включает в себя пять наиболее значимых характеристик:

Аудиторное поведение: количество выходов в Сеть, продолжительность сессии, глубина использования сайта, трафик (общее время в Сети) и т.д.

Отношение информации к ее источнику: причины обращения к web-ресурсам, интересы, оценки контента, удобство навигации и возможностей сайта, предложения по контенту и пр.

Коммуникативная активность: участие в написании статей на сайте, записи в гостевой книге, общение внутри сайта и т.п.

Социально-демографические характеристики: возраст, пол, род занятий, образование, семейное положение и т.п.

Потребительские характеристики: покупательные предпочтения, намерения в покупке товара, вид потребности.

Для эмпирического исследования аудитории интернет-СМИ необходимо использовать метрику, которая основана на установке отслеживающего механизма (кода-счетчика) на исследуемый сайт и последующем автоматизированном сборе информации о взаимодействии пользователей с сайтом. Метрика позволяет проводить веб-аналитику и анализировать:

  • Аудиторию и поведение посетителей
  • Конверсию сайта
  • Эффективность рекламы
  • Источники посетителей для сайта
  • Качество работы сайта

Статистическая метрика отражает текущее положение и состояние интернет-СМИ в глобальном медиа-пространстве. Но учитывая коммерциализацию электронных СМИ, наиболее интересны рабочие метрики, показывающие взаимодействие с целевой аудиторией, отношение которой к общему числу визитов называется конверсией. Для определения целевой аудитории, владелец сайта формирует цели, которые следят за конкретными действиями посетителей сайта (просмотр нужной страницы сайта, переход на рекламный баннер и т.п.). Эти действия посетителей нужны владельцу СМИ для извлечения максимальной эффективности проведения рекламных нацеленных (таргетированных) кампании.  

Медийные и маркетинговые задачи совпадают в формировании постоянной и лояльной целевой аудитории. При исследовании аудитории на основе полученной информации, социологи решают две задачи:

1) выявляют тенденции, тренды в поведении аудитории, определяют предпочтения, оценки и выявляют мотивы поведения в Сети

2) устанавливают взаимосвязь между социально-демографическими и пользовательским характеристиками.

Исследования аудитории интернет-СМИ разнообразны по содержанию, с учетом разности различных метрик и вариативности целей. Изучение аудитории охватывает социальные, пользовательские и потребительские характеристики, которые отражают их отношение к интернет-СМИ. Развитие социологических исследовании СМИ во многом пересекается с маркетинговыми задачами, за которыми стоят интересы бизнеса. Разносторонние исследования должны в целом помочь прогрессивному человечеству извлечь максимум из современных технологии.

Все лекции на Academ.media

Шоу-бизнес в Telegram

7 сентября 2016, 17:57