У аналитиков, внимательно следящих за несистемной оппозицией в России, может сложиться впечатление, что некоторые оппозиционеры нужны на российской политической арене исключительно для дискредитации всего движения. Это выражается и в неясных, порой меняющихся на диаметрально противоположные, целях, и в удивительной рассогласованности позиций по любому вопросу, и в сомнительных источниках финансирования оппозиционной деятельности.
Широко разрекламированный в Сети скандально известным блогером Алексеем Навальным антикризисный марш "Весна", который планируется провести 1 марта, не успев начаться, обернулся скандалом. Сначала на почве основных лозунгов митинга рассорились его организаторы – Навальный и Ходорковский. После этого стало известно, что сама идея шествия именно 1 марта возникла не у блогера и его окружения, а у представителей фракции КПРФ еще в декабре. При этом план мероприятий был давно вывешен на сайте.
Многие стали задаваться вопросами, что стало причиной такого несерьезного подхода к организации, и почему марш оказался неинтересен никому, кроме непосредственных организаторов. Ответ прост: антикризисный марш был изначально задуман лишь как рекламная кампания для бизнеса одного из ближайших соратников Навального Леонида Волкова, следует из материалов расследования, опубликованного на сайте "Ридус".
Волков был одним из первых и наиболее активных распространителей ссылки на сайт марша в Сети. Причины такой активности станут ясными, если перейти по ссылке и дойти до предложения финансово поддержать организаторов "Весны". При заполнении формы системы денежных переводов, если до этого дойдет, внимательный пользователь интернета непременно заметит реквизиты получателя пожертвования. Деньги на проведение марша собирает, как можно было догадаться, сам Волков, используя для этих целей свой рабочий почтовый ящик ivolkov@artec-group.com.
Соратник Навального никогда не скрывал, что является директором по развитию бизнеса в компании Artec Group, как и того, что с 2013 года проживает с семьей в Люксембурге. Однако для большего пиара он, судя по всему, решил засветиться среди организаторов оппозиционной деятельности, не забыв упомянуть и о фирме, в которой трудится.
Другим странным шагом стал выбор платежной системы, через которую должны осуществляться переводы на счета антикризисного марша – PayPal. Именно она 23 января 2015 года ввела санкции против России, прекратив обслуживание клиентов, живущих в Крыму и Севастополе. Оппозиционеры, с одной стороны, утверждают, что причиной экономического кризиса в России стали западные санкции, а с другой – при проведении направленного против кризиса марша поддерживают компании, которые ввели против страны ограничительные меры. Однако это стало лишь логическим продолжением позиции Навального, который призывает США ужесточить антироссийские санкции, а затем заявляет о проведении антикризисного шествия.
Больший интерес вызывают связи люксембургской Artec Group с правительством США. Белый дом немало поспособствовал раскрутке компании, разместив на своем официальном сайте видеозапись, в которой демонстрировалась 3D-модель бюста американского президента. Для сканирования Барака Обамы по каким-то причинам была выбрана именно Artec Group.Не забыл упомянуть о таком сотрудничестве и генеральный директор компании Артем Юхин.
Примечательны обстоятельства, при которых Artec Group была создана. Согласно материалам "Агентства федеральных исследований", они более чем неоднозначны. По некоторым данным, между Минобороны России и МГТУ имени Баумана был заключен контракт: под грифом "секретно" велась исследовательская работа по созданию технологии машинного зрения. Она должна была позволить машинам обнаруживать различные объекты, классифицировать их и вести слежку. Промежуточными итогами разработок стали биометрические паспорта и системы безопасности, действующие в аэропортах. В военном применении оборудование, снабженное разработкой, должно обнаруживать солдат вражеской армии, точно наводить на цель крылатые ракеты и помогать в применении дронов.
Спустя какое-то время технология была разработана специалистами МГТУ имени Баумана, в лаборатории профессора Василия Колючкина. Однако бывшие студенты университета, среди которых числился нынешний гендиректор компании Artec Group Юхин, присвоили ее, говорится в материалах расследования. Технология была запатентована на имя этих студентов. Затем они стали выступать в качестве посредников в реализации разработанной в российском университете технологии, в конечном итоге продав патент – он является собственностью США. По некоторым данным, на средства, вырученные от продажи патента, и была создана Artec Group.
Таким образом, антикризисный марш "Весна" действительно направлен на обеспечение экономической стабильности, однако, судя по всему, не граждан России, а отдельных деятелей, не стесняющихся рекламировать свой бизнес при любом удобном случае, а также западных компаний, которые вводят санкции против России. Как отмечают многие следящие за ситуацией, некоторые оппозиционеры променяли даже свои весьма сомнительные политические идеалы, сосредоточившись на банальном зарабатывании.