Модератор дискуссионной площадки "Миссия и статус педагога: современный преподаватель и вызовы общества" Татьяна Шевцова отметила, что основным вопросом стала проблема статуса учителя. "Многие учителя говорят о повышении квалификации, быть самим с высокими моральными качествами, принципами. Мы должны быть настолько доступны обществу и показывать пример, чтобы нас действительно уважали – просто как соседа. Но к этим функциям прибавляется еще одна – это воспитание и обучение нашего поколения", – сказала она.
При этом у абсолютного большинства педагогов в России больше одной ставки. "От 1,5 ставки нагрузки преподавателя – это 27 часов, до 1,7 ставки – это 30 часов. Я уже не говорю про две ставки – это тоже исключение", – подчеркнула Швецова. Предложение же, которое она хочет озвучить на пленарном заседании, – это вопрос изменения оплаты труда педагогов: "Мы хотим, чтобы средняя заработная плата учителя на 18 часов соответствовала 70% заработной платы по экономике региона. Вот тогда это будет справедливо". При этом цифра в 70% от средней зарплаты – это результат поисков компромиссов, проходивших непосредственно на форуме ОНФ.
На второй дискуссионной площадке "Ценности национального образования: воспитание и формирование российской идентичности" основной упор был сделан на две темы, о чем рассказала ее модератор Елена Брызгалина. "Мы обсуждали вопрос о том, можем ли мы констатировать кризис воспитания на всех уровнях образования. И коллеги на этот вопрос ответили следующим образом: о кризисе речь идет только в том случае, если есть педагог не готовый к квалифицированному выполнению своих обязанностей", – обозначила она первую тему для обсуждения.
"Вторая тема, которую мы обсуждали, – это гуманитарное образование. Коллеги обратили внимание на то, что, по нашему мнению, требуется обновление содержания гуманитарного образования на всех уровня... Гуманитарное образование должно формировать гуманитарную культуру как основу российской идентичности. Гуманитарная культура формируется и всем контекстом жизни – от телепередач до языка, на котором зафиксированы рекламные вывески", – подчеркнула Брызгалина.
Модератор еще одной дискуссионной площадки, тема которой была обозначена как "Качество образования в России: традиции и развитие", Сергей Рукшин отметил, что было выделено три основные "болевые точки" российского образования, на которые они следовало обратить пристальное внимание правительства. "Вырисовались по проблемам качества образования три наиболее существенных фактора, которые обусловили деформацию образовательного пространства в России. Первое – это вопрос, связанный с аттестацией, ГИА в девятом классе, ЕГЭ и так далее", – сказал модератор площадки.
По его словам, второй больной вопрос – это болонский процесс. "Мы закрыли специалитет по многим специальностям, где у нас были многодесятилетние традиции подготовки специалистов, и перешли на, как в песне Аллы Пугачевой, подготовку волшебников-недоучек. Это необходимость возвращения специалитета в, по крайней мере, несколько специальностей – в педагогические и инженерно-технические вузы. И, наконец, третий больной вопрос – это отсутствие единства образовательного пространства на территории всей страны", – рассказал Рукшин.